Новые формации отечественной фармации
Вторая по численности торговая категория в ритейле (после продуктовых магазинов) – это аптеки. А правильнее – аптеки плюс пункты продажи лекарственных средств (в дальнейшем – ЛС).
Можно констатировать, что количество аптек в стране составляет примерно 30-40% от количества продуктовых магазинов. В среднем одна аптека приходится на 1500 жителей.
И это не удивительно, ведь согласно статистическим исследованиям, затраты на медпрепараты стоят в расходах среднего украинца на 4-5 месте, находясь где-то рядом с транспортными расходами.
И приходится констатировать, что следует ожидать значительного роста расходов на ЛС. Во-первых, потому, что наша нация стареет. А во-вторых, по причине роста доходов населения. При этом запросы и требования к качеству препаратов растут.
Особенности бизнеса
Главное отличие фармацевтической отрасли от остальной розничной торговли в том, что без солидного базового образования инициировать эту деятельность не только нежелательно, а, наверняка, и преступно. Ведь необходимо знать не только значительное количество препаратов и их воздействие на организм человека, но и возможные эффекты от наложения их друг на друга (при параллельном применении). Ассортимент средней аптеки насчитывает не менее 2000 артикулов.
Кроме того, ассортимент этот делится на значительное количество товарных групп. Каждый аптечный работник, начиная с провизора, должен быть в состоянии дать посетителю аптеки исчерпывающую консультацию, постоянно повышать свой уровень знаний и следить за последними тенденциями в фармакологии.
В данной отрасли цена ошибки и непрофессионализма неизмеримо высоки, ведь речь идет о здоровье, а иногда и о жизни человека.
Потому не обладать базовым образованием в данной области могут лишь считанные работники аптечного предприятия, например, бухгалтер или завгар.
Нынешний фармацевтический рынок уже превзошел по своему объему три миллиарда гривен за год. Из них не менее 70% приходится на аптеки, причем рынок имеет устойчивую тенденцию к росту на 15-20 % ежегодно.
Кто оки?
Рынок фармбизнеса развивается по нескольким основным направлениям.
Так, на сегодняшний день существуют аптечные сети, которые развиваются непосредственно от медицинских организаций или же фармакологических компаний. Из крупных участников рынка можно выделить «Аптеки медицинской академии», г.Днепропетровск. Эта сеть на сегодняшний день насчитывает 12 объектов. Работают аптеки по принципу «продажа через прилавок» и на рецептурной основе. Примером развития розничной сети из компании-производителя фармпрепаратов можно также назвать харьковскую сеть «Софар»(5 объектов). Столичные компании «Лекхим» и «Фармвест» также развивают розничную сеть аптек, основываясь на собственном производстве.
Вторая категория – сеть аптек, которая развивается самостоятельно или как участник крупного холдинга, Работает без базы в виде собственного производства. Такими являются ООО «У.М.С» (Киев), «Эдельвейс» (Львов), «Ганза»(Киев), ТМ «Здравница»(Аптечный холдинг, Донецк), «Даша»(Киев), «Аптека Вашої родини”(ООО «Евроаптека»), «Фалби»(Киев), «Фетида»(Харьков), «Анкор»(Одесса), «Аполло»(Киев), «Себ-фармация»(Киев). Из практики ближайшего соседа можно отметить, что опыт развития аптечного бизнеса как дополнительного в России является успешным и прибыльным. Наиболее успешной в данном случае можно назвать сеть аптек «36,6». На сегодня она представлена в 19 городах Федерации.
Сети аптек, которые берут свое начало у истоков украинской продуктовой розницы, можно отнести к отдельному виду ведения и развития фармбизнеса. Это аптеки «Будь здоров» корпорации «Фоззи-групп». Компания «Квиза-трейд» (ТМ «Велика Кишеня») развивает сеть «Велика аптека». Больше такого опыта в Украине не отмечалось. Но перспектива развития бизнеса «от розницы» в нашей стране огромна. Сетевые ритейлеры хорошо знают алгоритм развития розничной торговли. Мало того, у каждого оператора он индивидуален и закреплен на практике. Так, формируя сеть аптек, ритейлеру легко избежать ошибок на первичных этапах организации фармнаправления бизнеса.
Существует несколько типов аптечных торговых точек
1) Аптеки, работающие на безрецептурной основе. Иными словами, это предприятие можно назвать аптечным магазином или пунктом продажи ЛС. В такой точке не производят лекарств, а отпускают только те, которые находятся в свободной продаже. Это доминирующая торговая категория, к ней относится 60-70% от всех аптечных точек. Как правило, ее площадь 40-60 м2, в ней находится до двух провизоров, и помимо ассортимента лекарственных препаратов, есть достаточное количество сопутствующих (чаще всего – гигиенических) товаров.
Те из них, которые работают круглосуточно, на ночь переходят на продажу через окно. Это вынужденная мера, которая позволяет провизору (а большинство из них – женщины) быть защищенными от ночных хулиганов, особенно – зависимых. Кроме того, ночью лекарства приобретаются, как правило, только в исключительных случаях. Как правило, покупатель знает, что именно ему надо, и он не нуждается ни в обзоре торгового пространства, ни в консультации.
2) Аптеки, имеющие рецептурный отдел и осуществляющие изготовление лекарств. Реалии таковы, что в отдельных случаях лекарства приходится именно изготавливать. Потому что попросту невозможно содержать бесконечный ассортимент ЛС, и в отдельных случаях их проще изготовить из имеющихся ингредиентов.
3) Аптечные супермаркеты. Самая молодая торговая категория. Преимущества магазинов самообслуживания традиционны: покупатель может осмотреть гораздо больше предложений. Такие магазины поддерживают ассортимент до 10 000 наименований с широким предложением сопутствующих товаров.
Журнал "Торговое Дело"
agrinews.com.ua