• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Ненужный уголь
    Опубликовано: 2006-08-28 12:02:00

    На прошлой неделе украинское правительство заявило, что намерено изучить импорт коксующихся углей из России для защиты внутреннего рынка. Эксперты отрасли отрицательно отнеслись к данной инициативе, считая, что отечественные металлурги не могут отказаться от ввоза сырья из-за рубежа в силу ряда экономических и технологических причин. Ввиду этого, участие металлургических холдингов в приватизации угольных шахт может оказаться под вопросом.

    Вопрос об ограничении ввоза коксующихся углей поднимается не в первый раз. Еще в начале этого года Минпромполитики заявляла о недопустимости импорта сырья из-за рубежа при наличии собственного. Ситуация также подогревалась тем, что от закупок украинских углей отказалась «Миттал Стил Кривой Рог», предпочтя завозить их с собственной шахты в Казахстане, а также из Польши. Эти события разворачивались на фоне постоянной критики нового собственника «Кривостали» - транснациональной Mittal Steel, на чем активно спекулировали политические партии во время предвыборной кампании в парламент.

    После выборов тема была забыта, но с формированием нового состава правительства вновь актуализировалась. По словам министра угольной промышленности Сер Тулуба, его ведомство совместно с таможней изучает «историю, как поставляется уголь, какой, для каких целей и по каким ценам…». Чиновник также пояснил, что Украина испытывает дефицит определенных марок угля, необходимых для шихты, поэтому «говорить об ограничении импорта коксующегося угля в целом бессмысленно».

    Эту позицию поддерживает и ассоциация «Укркокс». «Практика последних лет такова, что украинские поставщики коксующегося угля в начале года предъявляли ресурсы на уровне 18 млн. т при потребности ГМК 28-32 млн. т. В последующем в течение года производились корректировки по добыче и предъявлялись ресурсы на уровне 23 млн. т. При этом качество дополнительных ресурсов не отвечало современным требованиям», - говорится в сообщении «Укркокса» со ссылкой на гендиректора Анатолия Старовойта.

    При этом существует и технологический аспект, по которому нельзя отказаться от импорта коксующегося угля. Так, отечественное сырье характеризуется повышенным содержанием серы, которая снижает его потенциал для уменьшения расхода кокса на тонну чугуна в условиях роста цен на энергоресурсы. «Обеспечить высокий уровень этих показателей, максимально используя в шихту углей Донбасса, технологически невозможно», - констатируют в «Укркоксе».

    Отечественный уголь содержит до 2,8% серы, а его минеральная часть на 80% состоит из окислов металлов. В отличие от украинского сырья во ввозимом сера находится на уровне 0,6-1,0%, а минчасть практически не содержит окислов железа. В связи с этим, по данным «Укркокса», на протяжении многих лет украинские коксохимики с целью обеспечения надлежащего уровня качества кокса ввозили, преимущественно из Кузбасса, до 27% необходимого объема переработки различных марок коксующегося угля.

    Правда совсем недавно, на балансовом совещании в Днепропетровске, Старовойт заявлял, что ожидает от нового правительства ужесточение политики закупки отечественных коксующихся углей. Тогда, по его данным, коксохимы выкупали не все объемы сырья, и в среднем около 80 тыс. т коксующихся углей в месяц оставались нереализованными.

    Стоит сказать, что сокращение закупок украинского коксующегося угля стало следствием снижения производства в самом отечественном горно-металлургическом комплексе и в коксохимической отрасли, в частности (см. Табл. 1). Отметим, что серьезное снижение выпуска кокса продемонстрировали только те заводы, которые не входят в состав вертикально-интегрированных метхолдингов (кроме Авдеевского КХЗ). Например, днепропетровские коксохимы, входящие в орбиту группы «Приват», работают на привозном российском угле, который поставляется с дружественных шахт в РФ. А улучшение динамики производства на Ясиновском КХЗ объясняется тем, что ММК им. Ильича взял его в аренду, в связи с чем отказался от закупок российского сырья.

    Динамика производства на украинских коксохимах

    в 2004-06 гг., тыс. т

     

    КХЗ

    2004

    2005

    Изменение, %

    I пол. 2005

    I пол. 2006

    Изменение, %

    Авдеевский

    4710

    3625

    -23

    1893

    1496

    -21

    Кривосталь

    2760

    2661

    -3,5

    1298

    1369

    5,5

    Алчевсккокс

    2567

    2644

    3

    1315

    1324

    0,7

    Азовсталь

    2383

    2282

    -4

    1189

    1225

    3

    Запококс

    1949

    1883

    -3

    930

    986

    6

    Ясиновский

    1634

    1274

    -22

    726

    678

    -7

    Донецккокс

    1407

    991

    -29,5

    572

    366

    -36

    Баглейкокс

    1052

    830

    -21

    466

    390

    -16

    Макеевкокс

    1024

    759

    -26

    407

    437

    7

    Днепрококс

    853

    658

    -23

    374

    364

    -3

    Днепродзержинский

    843

    692

    -18

    381

    357

    -6

    Енакиевский

    730

    493

    -32

    726

    678

    -7

    Харьковский

    86

    66

    -23

    36

    34

    -5,5

    Всего

    21999

    18858

    -14

    9847

    9243

    -6

    В условиях падения спроса на уголь и кокс на внутреннем рынке не удалось нарастить экспортные поставки в виду ценовой политики «Укрзализныци». Увеличить объемы экспорта не позволяют сделать завышенные тарифы железной дороги. По словам Тулуба, «сегодня получается выгоднее возить от границы до границы российские угли, чем украинские». Согласно данным Старовойта, для отечественных КХЗ транспортные расходы на поставку одной тонны кокса на экспорт с Донбасса к западным границам Украины составляют $36-40, в то время как транзитные перевозки аналогичного груза из России по территории всей Украины составляют $12/т.

    Такой набор факторов экономического и технологического характера в отношении использования и реализации отечественного угля и кокса позволяет предположить, что металлургические холдинги могут и не выказать заинтересованности в украинских угольных шахтах, добывающих коксующийся уголь.

    Например, по словам директора дивизиона угля и кокса «Метинвест Холдинг» Владимира Гусака, группа не намерена направлять значительные объемы средств на приобретение угольных активов в Украине. Кроме того, компания удовлетворяет 20-25% своих потребностей в угле за счет импорта из России. Также необходимо помнить о том, что «Метинвест» скорее всего в ближайшие годы выйдет на IPO, а убыточные шахты вряд ли повысят стоимость всей компании.

    Как сообщил гендиректор «Миттал Стил Кривой Рог» Нарендра Чодэри, в Казахстане ежемесячно приобретается 50-60 тыс. т коксующегося угля для улучшения качества производимого на предприятии кокса, поскольку украинский уголь имеет низкое качество. Кроме того, по его мнению, цены на украинский уголь очень завышены. В то же время, компания заинтересована в приобретении угольных шахт и намерена принять участие в их приватизации.

    Впрочем, ситуация с интересом к шахтам может измениться. В частности, с большой долей вероятности можно говорить о том, что Владимир Козак, человек представителей промышленных кругов в Партии регионов, сменит на посту гендиректора «Укрзализныци» Василия Гладких и начнет менять тарифную политику железной дороги на более приемлемую для украинского металлургического бизнеса. Также решение об участии в приобретении угольных рудников в большей степени будет зависеть от условий приватизационных конкурсов.

    Андрей Писаревский, UGMK

     

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.