Ненужный уголь

28 авг, 12:02

На прошлой неделе украинское правительство заявило, что намерено изучить импорт коксующихся углей из России для защиты внутреннего рынка. Эксперты отрасли отрицательно отнеслись к данной инициативе, считая, что отечественные металлурги не могут отказаться от ввоза сырья из-за рубежа в силу ряда экономических и технологических причин. Ввиду этого, участие металлургических холдингов в приватизации угольных шахт может оказаться под вопросом.

Вопрос об ограничении ввоза коксующихся углей поднимается не в первый раз. Еще в начале этого года Минпромполитики заявляла о недопустимости импорта сырья из-за рубежа при наличии собственного. Ситуация также подогревалась тем, что от закупок украинских углей отказалась «Миттал Стил Кривой Рог», предпочтя завозить их с собственной шахты в Казахстане, а также из Польши. Эти события разворачивались на фоне постоянной критики нового собственника «Кривостали» - транснациональной Mittal Steel, на чем активно спекулировали политические партии во время предвыборной кампании в парламент.

После выборов тема была забыта, но с формированием нового состава правительства вновь актуализировалась. По словам министра угольной промышленности Сер Тулуба, его ведомство совместно с таможней изучает «историю, как поставляется уголь, какой, для каких целей и по каким ценам…». Чиновник также пояснил, что Украина испытывает дефицит определенных марок угля, необходимых для шихты, поэтому «говорить об ограничении импорта коксующегося угля в целом бессмысленно».

Эту позицию поддерживает и ассоциация «Укркокс». «Практика последних лет такова, что украинские поставщики коксующегося угля в начале года предъявляли ресурсы на уровне 18 млн. т при потребности ГМК 28-32 млн. т. В последующем в течение года производились корректировки по добыче и предъявлялись ресурсы на уровне 23 млн. т. При этом качество дополнительных ресурсов не отвечало современным требованиям», - говорится в сообщении «Укркокса» со ссылкой на гендиректора Анатолия Старовойта.

При этом существует и технологический аспект, по которому нельзя отказаться от импорта коксующегося угля. Так, отечественное сырье характеризуется повышенным содержанием серы, которая снижает его потенциал для уменьшения расхода кокса на тонну чугуна в условиях роста цен на энергоресурсы. «Обеспечить высокий уровень этих показателей, максимально используя в шихту углей Донбасса, технологически невозможно», - констатируют в «Укркоксе».

Отечественный уголь содержит до 2,8% серы, а его минеральная часть на 80% состоит из окислов металлов. В отличие от украинского сырья во ввозимом сера находится на уровне 0,6-1,0%, а минчасть практически не содержит окислов железа. В связи с этим, по данным «Укркокса», на протяжении многих лет украинские коксохимики с целью обеспечения надлежащего уровня качества кокса ввозили, преимущественно из Кузбасса, до 27% необходимого объема переработки различных марок коксующегося угля.

Правда совсем недавно, на балансовом совещании в Днепропетровске, Старовойт заявлял, что ожидает от нового правительства ужесточение политики закупки отечественных коксующихся углей. Тогда, по его данным, коксохимы выкупали не все объемы сырья, и в среднем около 80 тыс. т коксующихся углей в месяц оставались нереализованными.

Стоит сказать, что сокращение закупок украинского коксующегося угля стало следствием снижения производства в самом отечественном горно-металлургическом комплексе и в коксохимической отрасли, в частности (см. Табл. 1). Отметим, что серьезное снижение выпуска кокса продемонстрировали только те заводы, которые не входят в состав вертикально-интегрированных метхолдингов (кроме Авдеевского КХЗ). Например, днепропетровские коксохимы, входящие в орбиту группы «Приват», работают на привозном российском угле, который поставляется с дружественных шахт в РФ. А улучшение динамики производства на Ясиновском КХЗ объясняется тем, что ММК им. Ильича взял его в аренду, в связи с чем отказался от закупок российского сырья.

Динамика производства на украинских коксохимах

в 2004-06 гг., тыс. т

 

КХЗ

2004

2005

Изменение, %

I пол. 2005

I пол. 2006

Изменение, %

Авдеевский

4710

3625

-23

1893

1496

-21

Кривосталь

2760

2661

-3,5

1298

1369

5,5

Алчевсккокс

2567

2644

3

1315

1324

0,7

Азовсталь

2383

2282

-4

1189

1225

3

Запококс

1949

1883

-3

930

986

6

Ясиновский

1634

1274

-22

726

678

-7

Донецккокс

1407

991

-29,5

572

366

-36

Баглейкокс

1052

830

-21

466

390

-16

Макеевкокс

1024

759

-26

407

437

7

Днепрококс

853

658

-23

374

364

-3

Днепродзержинский

843

692

-18

381

357

-6

Енакиевский

730

493

-32

726

678

-7

Харьковский

86

66

-23

36

34

-5,5

Всего

21999

18858

-14

9847

9243

-6

В условиях падения спроса на уголь и кокс на внутреннем рынке не удалось нарастить экспортные поставки в виду ценовой политики «Укрзализныци». Увеличить объемы экспорта не позволяют сделать завышенные тарифы железной дороги. По словам Тулуба, «сегодня получается выгоднее возить от границы до границы российские угли, чем украинские». Согласно данным Старовойта, для отечественных КХЗ транспортные расходы на поставку одной тонны кокса на экспорт с Донбасса к западным границам Украины составляют $36-40, в то время как транзитные перевозки аналогичного груза из России по территории всей Украины составляют $12/т.

Такой набор факторов экономического и технологического характера в отношении использования и реализации отечественного угля и кокса позволяет предположить, что металлургические холдинги могут и не выказать заинтересованности в украинских угольных шахтах, добывающих коксующийся уголь.

Например, по словам директора дивизиона угля и кокса «Метинвест Холдинг» Владимира Гусака, группа не намерена направлять значительные объемы средств на приобретение угольных активов в Украине. Кроме того, компания удовлетворяет 20-25% своих потребностей в угле за счет импорта из России. Также необходимо помнить о том, что «Метинвест» скорее всего в ближайшие годы выйдет на IPO, а убыточные шахты вряд ли повысят стоимость всей компании.

Как сообщил гендиректор «Миттал Стил Кривой Рог» Нарендра Чодэри, в Казахстане ежемесячно приобретается 50-60 тыс. т коксующегося угля для улучшения качества производимого на предприятии кокса, поскольку украинский уголь имеет низкое качество. Кроме того, по его мнению, цены на украинский уголь очень завышены. В то же время, компания заинтересована в приобретении угольных шахт и намерена принять участие в их приватизации.

Впрочем, ситуация с интересом к шахтам может измениться. В частности, с большой долей вероятности можно говорить о том, что Владимир Козак, человек представителей промышленных кругов в Партии регионов, сменит на посту гендиректора «Укрзализныци» Василия Гладких и начнет менять тарифную политику железной дороги на более приемлемую для украинского металлургического бизнеса. Также решение об участии в приобретении угольных рудников в большей степени будет зависеть от условий приватизационных конкурсов.

Андрей Писаревский, UGMK

 


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/63515.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM