В Украине около шести тысяч незаконных шахт. Большинство из них находится в Луганской области, где зачастую «копают» даже под жилыми домами и железнодоным полотном. За первые шесть месяцев этого года украинские теплоэлектростанции закупили 1,5 млн. тонн негосударственного угля, сообщил министр угольной промышленности Сер Тулуб. ...
По данным источника «ДЕЛА» в одной из угледобывающих компаний, из этой суммы порядка 800-900 тысяч тонн приходится на поставки коммерческих шахт. Большинство из них входит в корпорации «Метинвест Холдинг» и «Донбасская топливно-энергетическая компания», подконтрольные Ринату Ахметову. Остальной уголь — порядка 600 тысяч тонн — имеет нелегальное происхождение.
Таким образом, при закупочной стоимости угля в 236 грн. оборот теневого рынка угля составляет порядка 140 млн. грн. (около $30 млн.). В то же время только на складах угледобывающих предприятий Донецкой области по состоянию на 1 августа накопилось 281,6 тыс. тонн энергетического угля, пригодного для использования на ТЭС.
Шахтерские «копанки»
Как сообщил «ДЕЛУ» замглавы парламентского комитета по ТЭК Михаил Волынец, в Украине существует около 6 тысяч незаконных шахт, включая так называемые «копанки», вырытые прямо в огородах. «Работа на ряде таких шахт поставлена на промышленную основу. Они могут быть подчинены местному мэру, авторитету, директору шахты и работают под прикрытием работников прокуратуры и милиции», — говорит народный депутат. По словам Волынца, этот уголь очень высокого качества, поскольку его не разбавляют породой. После добычи уголь по фиктивным документам реализуется на ТЭС как добытый на легальной шахте. «Цена реализации на электростанцию — 260-300 грн. за тонну, а по документам его цена может завышаться до 500 грн., и эту разницу компенсирует государство», — говорит Волынец.
Как сообщил «ДЕЛУ» глава областного объединения независимых профсоюзов угольщиков западного Донбасса Виктор Грек, основная часть нелегальных шахт находится в Луганской области. «На Донбассе практически нет выхода угольных пород на поверхность, у нас самый ближний пласт лежит на глубине 250 метров, — говорит угольщик. — А в Луганской области хвосты пластов выходят на поверхность, их толщина составляет 60-70 см». В самой восточной части Украины добыча угля идет в буквальном смысле в собственных огородах, где работает семейный подряд. Старатели продают уголь перекупщикам всего за $50-60. А перекупщики затем получают 200-300% прибыли. Иногда доведенные до отчаяния жители города роют «копанки» под жилыми домами или проникают за углем в закрытые государственные шахты. По словам Волынца, обнаруживали «угольные подкопы» и под железной дорогой.
Донецк подконтролен
В Донецкой области одними из наиболее известных городов по незаконной добыче угля являются Торез, Шахтерское и Снежное. С начала нынешнего года только торезскими правоохранительными органами ждено более двух десятков уголовных дел по статье 240 Уголовного кодекса «Нарушение правил охраны недр».
По словам главы профсоюза донецкой государственной шахты «Куйбышевская» Константина Голикова, незаконная добыча возникает в основном там, где расположено много закрытых шахт, и людям негде зарабатывать деньги. Он сказал «ДЕЛУ», что в Донецке практически невозможно заниматься «черным» углепромыслом. «Во-первых, контролеров больше чем надо. Во-вторых, на официальных предприятиях людям гарантированы зарплата, отпуск в 66 дней, больничный, пансионаты, — говорит Голиков, — поэтому в Донецке шахтеры предпочитают стабильность».
Зарплаты шахтеров на Донбассе в среднем колеблются в пределах 1 200-1 800 грн. в месяц. «Есть шахты, где зарплаты достигают 10-12 тыс. грн. — «Красноармейская», «Краснолиманская», — говорит лидер профсоюза, — но там сумасшедшая потогонная система и жесточайшая дисциплина — человек пишет сразу два заявления — одно на прием, другое — на увольнение».
Автор: Федор ОРИЩУК, газета "ДЕЛО"