• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Крупнее — значит крепче
    Опубликовано: 2006-08-07 12:40:00

    Перепроизводство стальной продукции в Китае, вызвавшее падение цен до самого низкого уровня за последние полгода и полностью ликвидировавшее все преимущества, достигнутые производителями в ходе подъема в начале второго квартала, заставило задуматься как власти страны, так и самих металлургов о мерах противодействия. Конечно, правительство по-прежнему говорит о необходимости массового закрытия мелких устаревших предприятий, однако из-за противодействия со стороны местных властей этот процесс, очевидно, будет идти долго и трудно.

    Несколько средних по размеру компаний приняли решение с 1 августа снизить закупочные цены на железную руду, металлолом и товарный чугун, чтобы сократить затраты. Однако стоимость сырья при этом планируется уменьшить всего на 20-50 юаней (2,5-6,25 долларов) за тонну, что вряд ли решит проблемы металлургов.

    Правительство, со своей стороны, решило, очевидно, сделать ставку на крупные предприятия, предоставив мелких производителей свой судьбе и постепенно перекрывая им кислород запрещением использования импортных руды и лома, а также вводя ограничения на экспорт стальной продукции низкого передела. Одновременно в отрасли будут стимулироваться слияния крупных и средних компаний с целью создания мощных групп, заметных и по мировым масштабам.

    На прошлой неделе было объявлено о двух таких перспективных объединениях. В провинции Шаньдун предлагается создать альянс двух крупнейших местных компаний -- Jinan Steel и Laiwu Steel, каждая из которых в прошлом году выплавила немногим более 10 млн. тонн стали. Как рассчитывает руководство обеих компаний, к 2010 году производственная мощность объединения достигнет 30 млн. тонн.

    В то же время, ведущая китайская металлургическая группа Baosteel сделала предложение о слиянии (фактически, покупке) компании Chongqing Steel из провинции Сычуань. Эта сравнительно небольшая, по китайским меркам, фирма выдала в прошлом году 1,8 млн. тонн стали, но в настоящее время строит новую линию горячей прокатки мощностью 1,5 млн. тонн в год, а к 2010 году планирует довести объем производства до 6 млн. тонн.

    За последние несколько месяцев Baosteel сделала подобные предложения еще двум компаниям сходного масштаба -- Bayi Steel из провинции Синцзян и Baotou Steel из Внутренней Монголии. Интересно, что все заводы, к которым проявляет интерес Baosteel, находятся вдали от побережья -- в регионах, где цены на сталь выше, а конция ниже, чем на промышленно развитом востоке страны.

    Группа Mittal Steel в рамках объединения с Arcelor, наоборот, собирается продать один из своих заводов в США -- Sparrows Point, ранее принадлежавший исчезнувшей корпорации Bethlehem Steel, или Weirton Steel, когда-то составлявший главный актив одноименной компании. Продажа осуществляется по требованию антимонопольных органов США, которые пришли к выводу, что после осуществления слияния группа Mittal-Arcelor станет доминирующим оком на североамериканском рынке жести. Изначально предполагалось, что с целью недопущения монополизма дезинвестиция будет проведена с канадской компанией Dofasco, но, по условиям объединения, ее позиции внутри группы защищены от продажи.

    Альтернативные рынки для Китая

    По предварительным данным, цены по августовским контрактам на основных региональных рынках стальной продукции практически не отличались от уровня конца предыдущего месяца. В западных странах рынки, похоже, достигли пика или же, как считают производители, сделали паузу на период летних отпусков, а в Восточной Азии китайским экспортерам, наконец, удалось остановить падение.

    Цены на основные виды стальной продукции на китайском внутреннем рынке перестали снижаться. В конце июля -- начале августа заводам удалось добиться стабилизации, правда, на весьма низком уровне. Длинномерный прокат строительного назначения в восточных провинциях котируется в интервале 2800-3050 юаней (350-381 доллар) за тонну ex-works, а горячекатаные рулоны подешевели в итоге до около 3200-3350 юаней за тонну (400-419 долларов).

    В августе китайские экспортеры рассчитывают получать при поставках заготовок порядка 355-375 долларов за тонну FOB, стоимость арматуры стабилизировалась в пределах 400-415 долларов за тонну FOB, предложения на продажу горячекатаных рулонов поступают по ценам от 500 долларов или немного ниже до 540-550 долларов за тонну FOB. В конце концов, подешевела и судостроительная толстолистовая сталь, до последнего времени находившаяся в дефиците. Сейчас китайские компании готовы расставаться с ней, примерно, за 600 долларов за тонну FOB.

    Правда, спрос на китайскую продукцию на региональном рынке минимальный. Большинство потребителей снизили активность на период летних отпусков, да и запасов у них более чем достаточно. Спад на внутреннем рынке заставил китайских производителей искать сбыт за рубежом, что привело к резкому увеличению объемов экспорта. За первое полугодие китайские компании поставили за границу 12,67 млн. тонн стали (на 35,1% больше, чем за тот же период прошлого года), причем, в июне этот показатель достиг рекордной в истории отметки -- 5,4 млн. тонн. Импорт, в то же время, сократился на 27,6% по сравнению с прошлогодними показателями -- до 7,74 млн. тонн. Китайская металлургическая ассоциация CISA прогнозирует, что в 2006 году в стране будет выплавлено около 410 млн. тонн стали, а нетто-экспорт составит 17 млн. тонн.

    В связи с понижением цен на региональном рынке китайские компании активизировали поставки в США, страны ЕС и Ближнего Востока. Так, в первом полугодии их экспорт в США увеличился вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в ЕС -- втрое. Китайские горячекатаные рулоны в июле поставлялись на европейский рынок по средней цене 630 долларов за тонну CIF, но специалисты ожидают наращивания поставок и понижения цен.

    Пока что импортные горячекатаные рулоны поступают в Западную Европу по ценам порядка 490-510 евро за тонну C&F, что практически соответствует внутренним -- 510-520 евро за тонну ex-works для продукции местных заводов. Крупнейшие компании региона объявили о своем намерении увеличить цены на плоский прокат еще на 20-40 евро за тонну в четвертом квартале, но сравнительно слабый спрос и рост импорта из Китая может затруднить это мероприятие.

    Производители из стран СНГ, как правило, сохранили в августе цены конца июля. Украинские и российские заготовки находятся, в основном, на отметке около 400 долларов за тонну FOB, арматура стоит порядка 430-440 долларов за тонну FOB, горячекатаные рулоны при экспорте в США и ЕС могут превышать 600 долларов за тонну FOB, но для второстепенных рынков находятся гораздо ниже этого уровня.

    А руды все-таки не хватает

    По данным британской компании Drewry Shipping Consultants, тарифы на фрахт при перевозках стали и железной руды в последнее время резко пошли на повышение, увеличившись до максимального уровня за последние 14 месяцев. Специалисты объясняют это расширением объема поставок стальной продукции из Китая и железной руды -- в Китай.

    В первом полугодии 2006 года китайские компании импортировали 161,3 млн. тонн руды -- более чем на 30 млн. тонн, или на 23% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Собственное производство сырья, по официальным данным, за тот же период поднялось на 35%, достигнув 245,6 млн. тонн, однако, как полагают иностранные аналитики, перспективы его дальнейшего расширения ограничены. В связи с тем, что выплавка стали в Китае продолжает расти, это означает, что, как минимум, до 2008 года КНР будет увеличивать закупки импортной железной руды на 50-70 млн. тонн в год.

    Ведущие горнорудные компании в первом полугодии нарастили поставки более чем на 10% по сравнению с январем-июнем прошлого года, но, судя по всему, этого будет недостаточно для покрытия существующего дефицита на рынке железной руды. Специалисты швейцарского банка Credit Suisse и китайского государственного аналитического бюро Antaike предсказывают новое повышение мировых цен на руду в 2007/2008 финансовом году.

    Ведущая китайская металлургическая корпорация Baosteel, на последних переговорах с поставщиками руды представлявшая интересы всей сталелитейной отрасли страны, в связи с этим намерена вступить в контакты с продавцами уже в октябре -- почти за полгода до окончания текущего финансового года. Интересно, что экспортеры руды недавно жаловались на чрезмерную медлительность Baosteel на переговорах, что, по их мнению, помешало китайской компании первой заключить контракт с поставщиками, установив образец для всех участников рынка. Очевидно, в этот раз китайцы решили руководствоваться принципом: “раньше сядешь -- раньше выйдешь”.

    На мировом рынке металлолома продолжается летаргия. Ни крупных сделок, ни существенного изменения цен в августе не предвидится. Покупатели отдыхают, трейдеры терпеливо ждут их возвращения на рынок.

    Виталий ШИМКОВИЧ, Ukrrudprom

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.