Подъем цен на стальную продукцию и рост спроса на нее в различных регионах мира, безусловно, способствуют расширению мощностей в мировой металлургической промышленности. Однако прошлую неделю можно назвать рекордной по числу объявленных или подтвержденных проектов. В течение всего нескольких дней по всему миру было анонсировано более 10 программ строительства новых и развития действующих сталелитейных или прокатных предприятий.
Так, весьма амбициозные планы строят пять ведущих японских металлургических компаний, на долю которых приходится в совокупности около 75% производства стали в стране. За счет проведения глубокой модернизации ряда заводов, возведения нескольких плавильных печей и прокатных станов корпорации “большой японской пятерки” намереваются к 2008 году нарастить выплавку металла, примерно, на 6 млн. т онн по сравнению с 2005 годом, а к 2011-му -- еще на 10 млн. т онн в год. При этом, расширение плавильных мощностей проводится с целью наращивания выпуска высококачественной продукции высокого передела, используемой, в частности, в автомобильной отрасли. Предвидя значительный рост спроса на эти материалы в регионе, японцы намерены не допустить снижения своей доли рынка, на сегодняшний день составляющей около 50%.
Китайская Baosteel, также позиционирующая себя как производитель качественной продукции, планирует к 2009 году построить завод по выпуску специальных сортов стали мощностью 360 тыс. тонн в год. Плоский прокат с этого предприятия, как ожидается, будет востребован военными верфями, авиакосмической промышленностью и атомным машиностроением Китая.
Рядом, по другую сторону Тайванского пролива, компания Dragon Steel, входящая в состав тайванской группы China Steel, намеревается вложить 2,4 млрд. долларов в строительство нового комбината по выпуску 2,5 млн. тонн слябов в год, что, примерно, соответствует нынешним потребностям местной металлургической промышленности в импортных полуфабрикатах. Этот проект также будет завершен в 2009 году.
В аналогичные сроки должен быть доведен до конца и проект иранской компании IMIDRO. Германская фирма SMS Demag на прошлой неделе получила заказа на строительство под ключ завода производительностью 1,5 млн. слябов в год, которые планируется поставлять как местным прокатным предприятиям, так и на экспорт. Другая иранская компания Esfahan Steel утвердила инвестиционную программу, в рамках которой предполагается построить к 2008 году новую доменную печь на 1,4 млн. тонн в год, однако объем выплавки стали на предприятии не изменится, оставшись на отметке 3 млн. тонн в год.
Иногда бывает трудно остановиться
Падение цен на китайскую стальную продукцию продолжается так же неудержимо, как в апреле-июне текущего года -- их рост. Большинство потребителей в восточноазиатском регионе имеют достаточные запасы, да и нет у них особой нужды в новых закупках в период спада деловой активности в конце лета. В то же время, переполнение внутреннего рынка КНР стальной продукцией и вызванное этим понижение цен заставляет производителей искать покупателей за рубежом -- пусть и ценой дальнейшего ухудшения условий продаж.
В частности, стоимость заготовок при поставках в Корею и на Тайвань сократилась к концу июля до 385-395 долларов за тонну C&F, а некоторые экспортеры, по данным местных наблюдателей, готовы поставлять полуфабрикаты и дешевле 380 долларов за тонну CFR. Китайская арматура на корейском рынке подешевела, как минимум, на 20-25 долларов за тонну по сравнению с началом месяца и котируется на уровне 405-415 долларов за тонну CFR. Слябы, которые еще недавно продавались на Тайвань по 500-525 долларов за тонну CFR, опустились до 485-495 долларов за тонну CFR. Еще более сильное падение произошло на рынке листовой стали. Так, некоторые китайские заводы предлагают горячекатаные рулоны даже дешевле 500 долларов за тонну FOB, хотя официальные экспортные цены местных компаний находятся в интервале 510-560 долларов за тонну FOB по августовским и сентябрьским контрактам. Холоднокатаные рулоны пока более стабильны, но сделки в этом секторе рынка проката практически прекратились, так как потребители справедливо считают запрашиваемые китайцами цены на уровне около 640-650 долларов за тонну FOB завышенными. Эксперты, в середине июля еще называвшие этот спад коррекцией, теперь настроены весьма пессимистически и предрекают слабость рынка на протяжении 2-3 месяцев.
Впрочем, падение цен в Китае пока оказывает лишь ограниченное воздействие на стоимость стальной продукции в других регионах. Так, экспортеры из стран СНГ стабилизировали цены на заготовки на отметке, примерно, 400 долларов за тонну FOB, а длинномерный прокат -- 430-440 долларов за тонну FOB. Турецкие компании пока ограничились сбросом цен на арматуру и катанку до около 520-540 долларов за тонну FOB, хотя падение цен на металлолом и относительно невысокий спрос на конструкционную сталь может вызвать дальнейшее ее удешевление в августе.
Китайские горячекатаные рулоны в последнее время поставляются на европейский рынок по ценам, близким к 630 долларов за тонну CFR, что, примерно, соответствует средней стоимости данной продукции от производителей из-за пределов ЕС (490-520 евро за тонну CFR). Однако, по мнению аналитиков, в дальнейшем цены будут снижаться, так как спрос на листовую сталь в регионе немного уменьшился. Достаточно стабильно положение лишь некоторых дефицитных видов продукции, например, толстолистовой стали, которая котируется по 640-650 евро за тонну с доставкой, но осенью, по расчетам производителей, подоает еще на 20-40 евро за тонну.
Американские специалисты ожидают в ближайшие месяцы наплыв горячекатаных рулонов из России, так как тамошние компании уже израсходовали большую часть квоты по поставкам в страны ЕС, но за первые пять месяцев текущего года едва выбрали 15% американского лимита, составляющего 850 тыс. тонн. Пока что цены на российский горячий прокат при поставках в США достигает 700 долларов за тонну C&F, но американские эксперты прогнозируют медленное понижение цен в течение всего второго полугодия.
До встречи осенью
Рынок металлургического сырья пришел в последние недели в сонное и малоподвижное состояние, из которого его, очевидно, выведет только очередная волна закупок, ожидаемая в сентябре. Цены снижаются, однако фактически из рук в руки переходят только мелкие партии материала, которые в иных обстоятельствах прошли бы совершенно незамеченными.
Так, например, на прошлой неделе на китайском спотовом рынке железной руды, по данным местных источников, было заключено лишь несколько небольших контрактов, а стоимость индийского концентрата, при этом, впервые за последние три месяца опустилась до менее 70 долларов за тонну CFR -- до 68-69 долларов за тонну. Как отмечают специалисты, падение рыночной активности вызвано не только накоплением в портах больших запасов руды (около 40 млн. тонн). Большинство китайских металлургических заводов приостановили закупки сырья из-за падения цен на сталь на внутреннем и региональном рынках, которое, похоже, спровоцировало снижение загрузки производственных мощностей.
В Средиземноморье немногочисленные сделки по продаже лома А3 из СНГ в Турцию заключались по весьма низким ценам -- около 270-275 долларов за тонну CFR, однако, скорее всего, на такие условия шли трейдеры, нуждающиеся в срочной продаже своего товара. Турецкие компании пока прекратили закупочные операции на рынке металлолома, а снижение стоимости заготовок и длинномерного проката резко повысило их чувствительность к ценам на сырье, однако в сентябре они в любом случае должны вернуться на рынок, и, как представляется, тогда все нынешние потери можно будет отыграть с лихвой.
Японские компании также уменьшили объемы закупок металлолома, так как в летние месяцы несколько заводов было остановлено для проведения планового ремонта. Вследствие этого стоимость лома при поставках за границу сократилась, примерно, на 20-25 долларов за тонну по сравнению с началом июля. Цены на российский А3 или западный HMS № 1 по-прежнему указываются трейдерами на уровне около 280-290 долларов за тонну C&F, но желающих покупать материал на таких условиях практически нет.
Виталий ШИМКОВИЧ, Ukrrudprom
agrinews.com.ua