Раздел интеллектуальной собственности на самолет АН-70, проект которого разрабатывался в СССР, а затем в Украине и России, вызывает многочисленные споры и критику с каждой из сторон. Спорящие даже не представляют сложности задачи, и каждое звучащее предложение по этому поводу лишь капля в море проблем, связанных с интеллектуальной собственностью. Самостоятельно ни Россия, ни Украина неправомочны делать заявления о самостоятельном разделе интеллектуальной собственности, заявил директор российского Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин. «Вопросы интеллектуальной собственности регулируются достаточным числом международных конвенций», — сказал он. По его словам, это Бернская конвенция, Римская конвенция, Парижская конвенция. Все эти конвенции четко формулируют обязательства правообладателей, а также права по защите авторских прав. Украина и Россия обречены на сотрудничество в этом вопросе.
Раздел интеллектуальной собственности — трудоемкая и сложная процедура. Так считает замдиректора по вопросам экспертизы Украинского института промышленной собственности Ирина Кожарская. «Раздел нематериальных активов — очень скрупулезная работа, и она может занять очень много времени. Если вопрос раздела стоит между предприятиями двух стран, то необходимо формирование от каждой стороны двух комиссий, эксперты которой будут заниматься подсчетами и оценкой», — сказала Кожарская.
Не понятно, как считать
«При разделе или просто при оценке интеллектуальной собственности, трудности могут возникнуть уже с самой методологией подсчета», — такое мнение высказал Владимир Олейников, специалист российской фирмы «Эксперт Оценка», в сферу деятельности которой входит оценка интеллектуальной собственности. «Проблема в том, что рынка интеллектуальной собственности как такового не существует.
В случае с АН-70 и раздела интеллектуальной собственности по этому проекту, то собственность на разработку пропорциональна финансовому вкладу каждой из сторон, — заявил глава пресс-службы АНТК им. Антонова Андрей Совенко. — Реальный российский вклад в проект 2,65%. Так и будет проходить разделение. Заявления о том, что России принадлежит 90, 80% интеллектуальной собственности несерьезны. Самолет сконструирован в Украине, двигатель в Украине. По комплектующим мы не возражаем — есть российские разработки. Но в целом интеллектуальное вложение в самолет — украинское».
Тарас Богдан, газета "ДЕЛО"