В мае стагнировавшая на протяжении многих месяцев украинская экономика вдруг продемонстрировала всплеск, гигантский даже по меркам более чем продуктивного 2004 года. Однако эксперты полагают, что грандиозный показатель роста промышленного производства обусловлен субъективными и ситуативными причинами и ни в коей мере не выражает тенденции к экономическому подъему.
Неделю назад на очередном заседании Кабинета Министров Украины и.о. премьер-министра Юрий Ехануров заявил о невиданном росте промышленного производства в мае текущего года, который, что называется «ни с того, ни с сего» достиг 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впрочем, этот сенсационный показатель никак не повлиял на общую тенденцию экономического спада, разве что слегка подсластил пилюлю, поскольку в апреле промышленное производство выросло всего лишь на 0,5% по сравнению с апрелем 2005 года, а в первом квартале и того меньше (0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В итоге показатель роста промпроизводства за пять месяцев нынешнего года составил 2,4%.
Как известно, в прошлом году в аналогичный период промышленное производство выросло на 5%, и уже в июне 2005-го появились первые признаки спада за последние пять лет (0,9% по сравнению с июнем 2004 года). Наибольшее влияние на общую картину оказал спад производства в металлургии, где темпы роста производства начали падать с февраля 2005 года. Что же касается года нынешнего, то и здесь некоторым позитивным сдвигам отечественная экономика обязана в первую очередь предприятиям горно-металлургического комплекса. Так, по данным ПХО «Металлургпром», по сравнению с апрелем нынешнего года в мае метпредприятия Украины обеспечили рост производства по основным видам продукции. Впрочем, в этой сфере прорыв не был ни спонтанным, ни неожиданным, поскольку, по информации генерального директора ПХО «Металлургпром» Василия Харахулаха, достигнутые показатели в полной мере соответствуют запланированным.
Так, по данным Министерства промышленной политики Украины, по сравнению с маем прошлого года, чугуна было произведено 114%, стали – 113%, проката общего – 115%, проката готового – 111%. В результате, рост объемов производства в мае текущего года по сравнению с апрелем в целом составил от 3% до 9%. Что же касается данных первых пяти месяцев нынешнего года, то здесь картина выглядит не столь радужно, однако отражаемая ею общая динамика свидетельствует об устойчивой тенденции к росту. В частности, в январе-мае 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года предприятия ГМК произвели чугуна – 100%, стали – 101%, проката готового – 102%, труб стальных – 103%, металлоизделий – 97%. То есть, как констатируют эксперты Минпромполитики, в течение пяти месяцев отрасль преодолела отставание в объемах производства основных видов металлопродукции, начавшееся в феврале 2005-го.
По мнению экспертов Минпромполитики, данная позитивная тенденция была обусловлена в первую очередь улучшением конъюнктуры на мировых рынках металлопродукции, а также – использованием внутренних ресурсов самой отрасли. А именно: проведением более взвешенной маркетинговой политики, осуществлением ряда технико-организационных мероприятий по снижению потребления энергоносителей, способствовавших росту контоспособности производимой продукции. Более того, согласно предварительным данным Минэкономики, в металлургическом комплексе Украины наметилась тенденция к росту объемов инвестиций, направленных на обновление основных фондов предприятий с использованием современных энергосберегающих технологий.
Кроме того, как констатировал г-н Харахулах, выполнению намеченных объемов производства металлопродукции в значительной мере также способствовало стабильное обеспечение предприятий железорудным сырьем и ломом. А потому, дабы сохранить установившийся баланс, заместитель министра промышленной политики Украины Владимир Грановский призвал поставщиков сырья и металлургов заключать долгосрочные соглашения. В целом же, как считает г-н Грановский, на сегодня состояние дел в горно-металлургическом комплексе страны существенно стабилизировалось и, по его словам, есть все основания предполагать, что оно останется таким и до конца года. А значит – предприятия отрасли, скорее всего, выполнят плановые задания, намеченные на второе полугодие.
Итак, совершенно очевидно, что поступательный выход из кризиса металлургической отрасли, в определенной мере предопределивший позитивный сдвиг в темпах роста промышленного производства, тем не менее, не был основной причиной майского феерического всплеска. Единственным фактором, который действительно может претендовать на роль причины внезапного подъема, эксперты считают достигнутый правительством эффект от борьбы с использованием промышленными предприятиями схем работы через оффшорные зоны. В остальном же, по их мнению, 10-процентный рост производства – не более чем «эпизодический результат», который никак не повлияет на общегодовые показатели. В свою очередь экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизулин также считает, что майский рывок – это временное явление, а вовсе не тенденция, и, ссылаясь на аналитические данные центра, прогнозирует рост промышленного производства в нынешнем году на уровне 3%.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(e-news)
agrinews.com.ua