• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Минфин ищет крайних
    Опубликовано: 2006-05-04 14:18:00

    Пребывая в состоянии близком к панике перед угрозой колоссального бюджетного дефицита, Министерство финансов Украины в течение почти двух месяцев ищет виновных в сложившейся ситуации. В их числе оказались и некоторые государственные органы, и определенные финансовые схемы и, конечно, главные налогоплательщики страны — предприятия горно-металлургического комплекса (ГМК). Эксперты же утверждают: если состояние экономической политики государства останется прежним, в данной области следует ожидать только ухудшения.

    Недавно министр финансов Украины Виктор Пинзеник на очередном заседании правительства в очередной раз заявил о кардинальном ухудшении в марте этого года динамики поступления доходов в госбюджет и в особенности — налога на прибыль предприятий. При том, что квартальный план, об угрозе срыва которого он неоднократно предупреждал, был с большим трудом выполнен, главный финансист страны предполагает, что годовой дефицит общего фонда госбюджета достигнет 3 млрд. грн. Разумеется, главными обвиняемыми в бюджетном кризисе стали именно те хозяйственные субъекты, деятельность которых всегда обеспечивала наполнение казны. А именно — предприятия отечественного ГМК.

    Действительно, финансовые показатели деятельности металлургической отрасли в течение нынешнего года резко ухудшились. Однако данная тенденция была зафиксирована Государственным комитетом статистики Украины в отношении практически всех отраслей. И не в марте, а еще с начала года. Так, месяц назад Госкомстат сообщал о падении доналоговой прибыли предприятий Украины в январе-феврале нынешнего года на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. При этом доля рентабельных предприятий в экономике Украины упала на 0,5%, а их прибыль — на 19,4%. Наряду с этим, убытки нерентабельных компаний выросли с начала года на 34%.

    В принципе для стратегически мыслящих чиновников данные явления вряд ли могли бы стать неожиданностью. Во-первых, в течение прошлого года систематично и поступательно с легкой руки росли цены на продукцию и услуги естественных монополий. Во-вторых, эту тенденцию подхлестнул и рост мировых цен на энергоносители и сырье. Соответственно, вместе с ростом себестоимости продукции объемы ее производства стали падать. А потому, еще в конце прошлого года эксперты предупреждали: сохранение прибыли предприятий на прежнем уровне невозможно. Так и оказалось: по итогам первых двух месяцев текущего года данные Госкомстата в точности отразили взаимозависимость этих двух кривых: результаты финансовой деятельности по отраслям за первые два месяца нынешнего года почти в точности соответствуют динамике роста ВВП и промышленного производства. То есть, отрасли, в которых в начале года падали темпы роста или реальные объемы производства, стали и менее прибыльными, а те секторы экономики, где рост ускорился, стали и более доходными.

    Однако нынешние украинские чиновники, видимо, не склонны воспринимать объективные причины негативных явлений в экономике в качестве основных, и потому объявили войну так называемым субъективным причинам. По их мнению, зло коренится в финансовых операциях, проводимых через оффшорные зоны. Впрочем, в самом начале широкомасштабного обсуждения этой темы, развернувшегося примерно месяц назад, Министерство внутренних дел Украины, между прочим, констатировало, что все они являются законными.

    Но что же тогда не устраивает представителей государственной власти? Во-первых, невыполнение плана уплаты налога на прибыль. Так, например, г-н Пинзенык констатировал, что в первом квартале метпредприятия Донецкой области выполнили его чуть больше, чем на 50%. Во-вторых, рост доли экспорта, проходящего через оффшорные зоны, которая, по данным главного финансиста страны, достигла 41% от общего объема вывозимой из Украины продукции. Но могут ли, в принципе, налоговые отчисления расти, если по объективным причинам прибыль предприятий падает? И разве хозяйственные субъекты не вольны направлять собственный экспорт по тем законным каналам, по которым они считают нужным? Для власти, чей стиль исчерпывается топорными приемами охоты на ведьм, ответы на подобные вопросы излишни…

    В контексте развернувшейся кампании Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) испросила у правительства разрешения использовать так называемые непрямые методы для оценки финансовой деятельности предприятий и определения их налоговых обязательств перед бюджетом. Разумеется, данную инициативу горячо поддержал и министр финансов. Но чем на деле может обернуться введение этих пресловутых непрямых методов? По мнению экспертов — полным произволом, который «позволит обанкротить ину Украины». И уж тогда резко упавшие в цене предприятия смогут по дешевке выкупить все те, кто давно на них заглядывался. Короче говоря, данное изобретение может просто превратить налоговую администрацию в удобный инструмент для передела собственности. И не на то ли, собственно, направлена вся эта благородная борьба за полноту бюджета?

    Тогда впору спросить, как же действительно в этом вопросе обстоят дела? Так, например, в Швейцарии налог на прибыль составляет от 2% до 9%. А в Украине — целых 25%. При этом Швейцария, где зарегистрированы несколько украинских меткомбинатов, вовсе не является оффшорной зоной. А потому — вне области претензий, предъявляемых Минфином. Однако вследствие собственной грамотной экономической политики эти 2-9% налогов получает именно она, а не Украина. Наряду с этим эксперты отмечают, что именно эти, ушедшие из кармана чересчур алчного государства, средства и являются на сегодня единственным ресурсом выживания меткомбинатов. Так, они отмечают, что, несмотря на комплекс неблагоприятных факторов, решающим звеном которого стало резкое подоание природного газа, падение объемов производства в отрасли составило в среднем только 4%. И именно потому, что предприятия смогли дотировать сами себя за счет накопленной неявной прибыли. При этом, в случае, если бы все налоги были уплачены не в соответствии с хозяйственной целесообразностью, а исходя из пожеланий государства, падение производства, по мнению экспертов, было бы просто катастрофическим.

    Итак, чего же на самом деле хочет государство? Решить проблему или ликвидировать ее вместе с самой экономикой?

    Елена Герасимова,

    корреспондент

    ELCOMART News

    (e-news)

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.