Ферроникель является одним из основных "насыпных" материалов для производства нержавеющих, никелевых и литых сплавов. Спрос на ферроникель в условиях роста цен на нержавеющий лом растёт, и отстающий от спроса медленный рост глобального предложения ферроникеля может привести к тому, что ферроникель станет материалом, так сказать, премиум-класса.
По данным Геологической службы США, до 99,5% потребляемого феррроникеля используется в нержавеющих и жаропрочных сталях. Как отмечает исследовательская группа металлов Macquarie Bank, в объёме первичного никеля, используемого в секторе нержавеющих материалов, доля ферроникеля составляет около 35%. Всего в течение 2005 года глобальное производство нержавеющей стали составило 24,5 млн. тонн, при этом необходимое потребление никеля во всех видах и формах составило 1,48 млн. тонн - 705 тыс. тонн в ломах всех видов, 775 тыс. тонн в первичном никеле, в свою очередь, доля ферроникеля в этом объёме составила 270 тыс. тонн, т.е. по итогам прошлого года производство ферроникеля оказалось адекватным приблизительно 20% мирового производства никеля.
Традиционно ведущими мировыми производителями ферроникеля являются (в порядке убывания содержащегося никеля) Япония, Колумбия, Новая Каледония, Доминиканская Республика, на долю которых приходится свыше двух третей общемирового производства, замыкает пятёрку с 6% Греция.
Производство ферроникеля по итогам 2004 года распределилось между ведущими странами-производителями ниже следующим образом (в метрических тоннах содержания никеля):
Традиционно крупнейшими потребителями ферроникеля являются металлургические отрасли Европы и Японии, но в последнее время в связи с непрерывным ростом производства нержавеющей стали в Китае этот сектор является объектом значительного потенциального роста для ферроникеля. Как отмечают представители одного из ведущих мировых производителей ферроникеля, французской Eramet, несмотря на то, что в этой отрасли в Китае традиционно отдаётся предпочтение никелю перед нержавеющим ломом, динамика продаж ферроникеля китайским производителям вполне позитивная - довольно любопытно, что для китайцев основным аргументом в пользу никеля является его большая по сравнению с никелем доступность. Однако в целом импорт ферроникеля в Китай лишь приближается к 10% от общекитайского спроса на никель - по оценкам Macquarie, несмотря на почти двукратный рост поставок ферроникеля в 2005 г. по сравнению с 2004 г., объём поставок составил лишь немногим более 60 тыс. тонн.
Цены на ферроникель отражают биржевые цены на никель, и обычно зависят от содержания железа и никеля в сплаве. Содержание никеля обычно варьируется от 20% для материала индонезийского производства (Antam), 28% у материала производства Eramet до 38,5% у ферроникеля производства Falconbridge.
Кроме того, производители обычно согласовывают премии на содержание железа в сплаве, срок действия которых составляет либо квартал, либо год. Премии также могут индексироваться к публикуемым ценам на лом углеродистых сталей. Средние премии для ферроникеля производства Eramet составляли в 2005 году 0,20 долл. на фунт. Однако в производстве нержавеющих сталей сам по себе размер премий на ферроникель не является определяющим с точки зрения экономической выгоды. Например, в моменты пикового спроса на нержавеющую сталь премии на первичный никель намного выше.
Поскольку значительное большинство производимого в мире ферроникеля направляется потребителям по долгосрочным контрактам, объёмы спот-рынка сравнительно невелики, и ведущие информационные источники не публикуют цен спот-рынка. Практически единственным источником является специализированное издание "Райанс Ноутс" (Ryan's Notes), в котором публикуются американские цены на ферроникель, динамика которых за годовой период приводится ниже.
В последнее время всё более главенствующую роль в производстве ферроникеля приобретают затраты на топливо. Так, у другого мэйджор-производителя, индонезийской PT Aneka Tambang (Antam) при полной загрузке производства доля горючего и топлива в оперативных расходах достигает 50% !!! При этом на заводе FeNi II для производства одной тонны ферроникеля используется до 10 тыс. литров горючего. Одним из шагов в направлении сокращения расходов на топливо Antam видит в переходе от более дорогой так называемой промышленной дизельной нефти к более дешёвой морской нефти.
Пример Antam выбран не случайно - в июле 2005 года правительство Индонезии отменило все субсидии на топливо для горно-добывающих компаний, оставив их один на один с рынком. Antam в 2005 году удалось добиться снижения расходов на топливо на 43%, однако в значительной степени это было обусловлено длительными ремонтными работами на заводе FeNi II. В 2005 году производство ферроникеля снизилось на 8%, составив 7338 тонн, включая 600 тонн материала, произведённого на толлинговой основе японской Pamco.
Очевидно, что с возобновлением производства на FeNi II и вводом в эксплуатацию нового завода FeNi III стоимостью 320 млн. долл. расходы на топливо значительно возрастут - ожидается, что ежемесячное потребление топлива может достигнуть 18 тыс. тонн !!! В результате при средних оперативных издержках в производстве ферроникеля 3,42 долл. на фунт издержки Antam возрастут на 13% и составят 3,81 долл. за фунт.
Помимо перехода на более дешёвое горючее, в ближнесрочной перспективе Antam сконцентрирован на снижении издержек в результате замены старых энергетических мощностей, модернизации и расширении производства. По оценкам компании, в текущем году производство никеля достигнет 22 тыс. тонн [содержания в ферроникеле], а после ввода в эксплуатацию объекта FeNi III удастся снизить оперативную себестоимость ферроникеля до 3,50-3,70 долл. на фунт.
В долгосрочной перспективе Antam рассчитывает на снижение издержек в результате возможного перехода на природный газ и получение электроэнергии от ГЭС. К 2010 году компания планирует построить еще один объект, FeNi IV стоимостью 650 млн. долл., в результате чего производство достигнет 30 тыс. тонн в год.
Французская Eramet планрует в 2006 году произвести около 68-69 тыс. тонн никеля, содержащегося в ферроникеле и штейне (никель-матте), из этого объёма доля ферроникеля составит 52-53 тыс. тонн. В настоящее время частично завершена начатая еще в 2001 году программа расширения завода в Новой Каледонии, в результате которой планируется довести производство ферроникеля до 75 тыс. тонн в год. В 2004 году компанией была построена новая печь в Doniambo, были проведены работы по расширению производства на руднике Tiebaghi до 1,2 млн. тонн руды в год. В настоящий момент ведётся строительство прилегающего к руднику обогатительного завода, которое должно завершиться в начале следующего года.
ь производства ферроникеля Eramet в Новой Каледонии к азиатским рынкам означает очевидный тренд увеличения продаж ферроникеля ведущим региональным производителям нержавеющих сталей, таких, как Posco, Nippon Steel, BaoSteel и Tisco.
С точки зрения перспектив увеличения глобального предложения ферроникеля каких-либо значительных проектов немного, большинство существующих тут же "привязываются" к различным долгосрочным контрактам. Новые ферроникелевые проекты в большинстве своём не смогут обеспечить быстрый прирост производства, поэтому с большой вероятностью можно предсказать первостепенное обеспечение металлургии никелем не за счет ферроникеля, который станет более "специализированным" материалом.
Кроме уже упоминавшегося проекта Eramet, в Новой Каледонии существует еще один ферроникелевый объект Koniambo производительностью 60 тыс. тонн в год, являющийся объектом юридического разбирательства между Eramet и канадской Falconbridge. Eramet обвинила Falconbridge в нарушении заключённого в 1998 году соглашения, обуславливающего развитие проекта в приемлемые сроки.
Falconbridge по-прежнему настаивает на том, что она сможет обеспечить полное финансирование проекта в размере 2,2 млрд. долл., владея лишь 49%-ным пакетом акций. Компания утверждает, что она разместила заказов на оборудование и строительство на 100 млн. долл., однако немало аналитиков убеждены, что вероятность ввода объекта в эксплуатацию в 2010 году весьма мала.
В течение этого года еще один металлургический гигант, Anglo American, должен принять решение о развитии рудника Barro Alto в бразильском штате Goias. Запасы содержащегося никеля в этом проекте оцениваются в 1,5 млн. тонн, и потенциальное производство ферроникеля оценивается в 40 тыс. тонн содержания никеля.
В Казахстане английская Oriel Resources в 2005 году провела работы по изучению возможностей никель-латеритного проекта рядом с городом Шевченко. Оценочные результаты показывают возможность получения в течение 18 месяцев 109 000 тонн ферроникеля с содержанием никеля 23765 тонн. Oriel Resources в настоящее время ведёт переговоры с ThyssenKrupp о финансировании проекта и партнёрских отношениях, в том числе и о поставках ферроникеля.
Аналогичные исследовательские работы проводятся канадскими компаниями Inco и Skye Resources в Гватемале в районе озера Изабель, их завершение планируется на конец этого года. Эти две компании владеют правами на разработку проекта стоимостью 539 млн. долл. По предварительным оценкам, на данном руднике возможна годовая добыча 22 700 тонн содержащегося никеля при средних оперативных затратах 1,96 долл. на фунт. Развитие проекта до стадии начального коммерческого производства на уровне 11400 тонн в год займет до трёх лет. Для осуществления этого проекта Skye Resources разработала и запатентовала также новый метод атмосферного выщелачивания никель-латеритных руд с использованием серной кислоты.
Одним из крупнейших проектов по расширению производства ферроникеля является разрабатываемый бразильской CVRD проект Onca Puma в Бразилии, стоимость которого составляет 1,1 млрд. долл. Ввод в эксплуатацию первой очереди проекта намечен на первое полугодие 2008 года. В проекте будет реализована технология последовательного обжига во вращающихся электрических печах, планируемый годовой объём производства составляет 60 тыс. тонн содержания никеля в ферроникеле.
Запасов руды в данном латеритном местодении должно хватить на 40 лет, объём производства ферроникеля может быть увеличен, поскольку CVRD владеет правами на разработку двух прилегающих местодений, Lince и Jaguar.
По оценкам аналитиков Macquarie, к 2010 году глобальное производство ферроникеля будет находится на уровне 330 тыс. тонн, т.е. по-прежнему будет составлять около 20% от мирового производства никеля. Учитывая сильные перспективы сектора нержавеющей стали и сохранение глобального роста спроса на нержавеющую сталь на уровне 5-6% в год, следует ожидать и соответствующих темпов роста ферроникеля, который как минимум сохранит свою нишу на рынке. Информационный бюллетень МЭРТ РФ.
Инф. МetalТorg
agrinews.com.ua