Развитие российской металлургии выходит на новый этап. За последние несколько лет крупнейшие компании отрасли выстроили мощные вертикально интегрированные холдинги, и теперь для них пришло время серьезных зарубежных приобретений. Правда, при этом они проскочили традиционную стадию консолидации внутри страны, но не исключено, что этот процесс будет идти параллельно с зарубежными расширениями.
До недавнего времени развитие российских компаний происходило по единому сценарию: модернизация заводов была приоритетом номер один, поскольку в 90-х только экспорт открывал возможность выживания пребывавшей в глубокой депрессии отрасли, а чтобы продукция была востребованной на внешних рынках, ее качество должно соответствовать международным стандартам. Затем пришел черед вертикальной интеграции – предприятия интенсивно скупали поставщиков сырья и некоторых потребителей своей продукции на внутреннем рынке, который, по мере восстановления российской экономики, начинал ать все более важную роль. Тем не менее, экспорт сохраняет большое значение для металлургов, и, чтобы уменьшить расходы на транспортировку своей продукции, компании активно скупают порты, через которые осуществляется перевалка их грузов за границу.
В результате этой интеграционной деятельности, крупнейшие компании страны сумели наладить низкозатратное производство продукции высокого качества и имеют возможность продавать ее на международных рынках по вполне контоспособным ценам. Именно по этой причине, производители западных стран, где выплавка стали сопряжена с гораздо большими затратами, добились введения заградительных пошлин и квот против российских компаний, и задача доступа к этим рынкам обрела высокий приоритет.
Российский капитал в сталелитейной Европе присутствует уже давно. «Трубной металлургической компании» принадлежит румынский Artrom, а «Стальная группа «Мечел» купила румынские заводы Cost и S.C. Industria Sarmei, а также Mechel Zeljezara в Хорватии. Более того, ранее российский бизнесмен Алишер Усманов приобрел долю в британско-голландской группе Corus (около 14%), однако, затем ее продал.
Лидирует в этой сфере «Северсталь»: группа уже приобрела в США компанию Rouge Industries – поставщика листовой стали для крупнейших автомобильных корпораций страны, попыталась купить крупнейшего производителя Канады Stelco (который, однако, сумел сохранить независимость, несмотря на банкротство) и произвела поглощение итальянской группы Lucchini. В свою очередь, обзавелся плацдармом на европейском рынке «Евразхолдинг», который сумел приобрести завод Vitkovice Steel в Чешской республике и компанию Palini e Bertoli в Италии.
Недавно Магнитогорский МК сделал свое первое приобретение за рубежом: консорциум с ним и компаниями из Саудовской Аравии и Пакистана победил в конкурсе по приватизации Pakistan Steel. При этом планы владельцев «Магнитки» этим не ограничиваются – еще в прошлом году председатель совета директоров Виктор Рашников посетил Индию и начал переговоры с правительством штата Ориссы возможность строительства нового завода, который будет выпускать 10 млн. т плоского проката и автолиста в год. Инвестиции в этот проект составят около $6,6 млрд. В свою очередь, владелец НЛМК Владимир Лисин, после получения 100%-ного контроля над датской Dansteel, вознамерился, судя по многочисленным сообщениям СМИ, приобрести 15%-ный пакет акций Arcelor…
В отношении этих тенденций в российской металлургии, напрашиваются любопытные аналогии со стратегиями расширений лидеров мирового рынка – Mittal Steel и Arcelor. Казалось бы, что скупающая проблемные компании «Северсталь» идет по пути группы Mittal Steel, которая на протяжении 25 лет сметала в свою корзину все активы подряд, действуя по принципу «лишь бы дешево». Тем не менее, различия весьма серьезны. В отличие от Mittal Steel, которая во главу угла ставит экономию на плановых ремонтах и социальной сфере, «Северсталь» идет по пути синергии между своими российскими и зарубежными активами. Основная проблема Rouge Industries и Lucchini – слишком высокие затраты, сопряженные с доменным производством стали в этих регионах. С другой стороны, имеющееся на этих заводах оборудование дает возможность выпускать высококачественный прокат. Поэтому логично использовать их линии и клиентскую базу для прокатки полуфабрикатов, произведенных на низкозатратных российских предприятиях «Северстали».
Далее, «Евразхолдинг» купил Vitkovice Steel – завод, недавно завершивший радикальную модернизацию, и оказавшийся в трудной ситуации, поскольку оказался отрезан от традиционных поставок чугуна. Дело в том, что за несколько лет до приватизации, из экологических соображений, бывшая родительская компания этого предприятия Vitkovice и завод Nova Hut закрыли свои доменные печи, действовавшие внутри городской черты, и совместными усилиями построили производителя чугуна Vysoke Pece Ostrava. В процессе затянувшейся приватизации, завод Vitkovice Steel был выделен в самостоятельную единицу, а Nova Hut, Vitkovice и Vysoke Pece Ostrava приобрела группа Mittal Steel (кстати, из-за конции с местной компанией Trinecke Zelezarny, за эти предприятия ей пришлось заплатить не $175 млн., как планировалось изначально, а более $800 млн.). Разумеется, владельцы Mittal Steel хотели купить также и Vitkovice Steel, но предлагали за этот высокотехнологичный завод смехотворную сумму – $25 млн. Чешские власти не согласились, и тогда Mittal Steel стала отпускать Vitkovice Steel чугун по запредельным ценам. Понятно, что завод оказался в труднейшем положении, но именно эту проблему «Евразхолдинг» вполне способен решить – за счет поставок полуфабрикатов из России.
Возвращаясь к «Магнитке», следует отметить, что хотя доля ММК в Pakistan Steel составит только 40% (данные Standard and Poor's), это весьма перспективный шаг: комбинат сравнительно недорого (около $145 млн.) приобрел крупный пакет вполне рентабельного завода. При этом его мощности придется увеличить до 3 млн. т в год (от 1,1 млн. т в настоящее время), поскольку такое расширение было предусмотрено в исходном проекте и для этого уже имеются как территория, так и необходимая инфраструктура. Характерно также, что предприятию еще долго не придется экспортировать свою продукцию, поскольку совокупный объем потребления в стране составляют 5-6 млн. т, а объемы производства не превышают 3 млн. т.
Таким образом, приобретение Pakistan Steel обеспечивает компании неплохой плацдарм на юго-азиатском рынке и в перспективе значительно увеличит рыночную долю ММК на Ближнем Востоке, куда комбинат и сейчас поставляет около 30% своей продукции. Индия же – еще более перспективный рынок, кроме того, деятельность в этой стране, с ее обильными минеральными ресурсами, представляет особую привлекательность для «Магнитки», не имеющей собственной сырьевой базы.
отношении НЛМК, ситуация тоже очевидна: этот комбинат входит в число самых низкозатратных сталелитейных предприятий мира. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что его рыночная капитализация составляет более $12 млрд. при объеме производства стали 8,5 млн. т стали в год, тогда как у Mittal Steel этот показатель – $24 млрд., при мощностях около 60 млн. т. Главным образом, НЛМК экспортирует высококачественные слябы, и попытка комбината приобрести крупного потребителя своей продукции – турецкий завод Erdemir – вполне естественна. С тем же успехом НЛМК может продавать свои слябы и Arcelor, и разделить с этой группой прибыли от продаж продукции высоких переделов, произведенной из этих полуфабрикатов.
Кстати, на такой же шаг могли бы решиться и владельцы «Евразхолдинга»: эта группа тоже способна поставлять высококачественные слябы для европейских заводов Arcelor. Тем не менее, пока об этом речи нет, зато по рынку курсируют упорные слухи о предстоящем слиянии этой группы с британско-нидерландским концерном Corus. Хотя обе компании отказываются от комментариев по этому поводу, они и не опровергают факт таких переговоров. Из такой сделки могла бы проистечь значительная синергия: проблемы Corus заключаются в отсутствии сырьевой базы, что имеет огромное значение в условиях роста цен на руду и т. п., и концерну необходим поставщик дешевых слябов, тогда как «Евразхолдингу» нужен их покупатель. Президент «Евраза» Валерий Хорошковский заявил: "Наша стратегия предполагает, что примерно 50% наших полуфабрикатов должно перерабатываться на наших мощностях в других странах. Сейчас переработка за рубежом составляет 15-20%, и мы ищем возможность покупки предприятий в Европе, США и Азии".
В той или иной мере, этой стратегии придерживаются и другие российские компании: они ориентируются на приобретение высокотехнологичных активов на развитых рынках, что даст им возможность извлекать прибыль из продаж высокопередельного проката, который производили бы их заводы в западных странах из изготовленных в России дешевых слябов. Достижение этих целей – задача вполне реальная: высокие цены на сталь обеспечили металлургов финансовыми ресурсами для проведения масштабных сделок по приобретениям и слияниям. По оценкам аналитика ИК "Метрополь" Дениса Нуштаева, совокупный объем ликвидных средств крупнейших сталелитейных компаний России составляет около $10 млрд., а если в сделках будет предусмотрена возможность оплаты ценными бумагами, то эта сумма может быть увеличена еще на $8-10 млрд., поскольку суммарная капитализация «Северстали», ММК, НЛМК и «Евразхолдинга» составляет около $40 млрд.
Галина Резник
Инф. Ugmk
agrinews.com.ua