Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко называет среди возможных стратегических инвесторов Роснефти Китай и Индию.
"В данный момент существует слишком много "если", чтобы пытаться сегодня назвать конкретного инвестора. Хотя в страновом плане набор таких претендентов очевиден. Достаточно агрессивную политику по приобретению нефтегазовых активов ведут Китай, Индия", - сказал Христенко в интервью газете "Ведомости" в понедельник, отвечая на вопрос о том, кто бы мог стать стратегическим инвестором Роснефти.
По его словам, список больших оков на глобальном энергетическом рынке весьма узок и насчитывает десяток компаний. "Если вспомнить шорт-лист Газпрома по Штокмановскому местодению - это всего пять компаний. Так что если и появится список стратегических инвесторов Роснефти, то он не будет пространным", - добавил министр.
Христенко также считает актуальной в перспективе тему слияния Роснефти и Сургутнефтегаза, однако не видит реальной необходимости объединения компаний на данном этапе.
"Роснефть в своей нынешней конфигурации к 2010 году вполне может добывать 100 миллионов тонн в год. Это серьезный потенциал для того, чтобы тема слияния с Сургутнефтегазом была актуальной", - заявил он.
При этом, по словам Христенко, консолидация активов - "не дань моде, это ответ на риски и вызовы глобального рынка". "По большому счету лишь мощная компания может стать транснациональной. Малой компании просто не под силу удержать тот набор рисков и возможностей, которые дает позиционирование в разных уголках мира", - пояснил министр.
"Но при всех плюсах консолидации активов сейчас я не вижу реальной необходимости объединения Роснефти и Сургутнефтегаза", - добавил он.
Отвечая на вопрос о том, будет ли Роснефть консолидировать акции Юганскнефтегаза, министр отметил, что "это один из вопросов для консультантов". По его словам, сейчас завершается работа юридических и финансовых консультантов, на основе которой будет выработана окончательная позиция.
"Понятно, что IPO без консолидации Юганскнефтегаза - это совсем другая история и иные возможности для Роснефти. Активы Юганскнефтегаза увеличивают капитализацию", - сказал он. - Я раньше говорил о возможности выделения Юганскнефтегаза (из Роснефти), но догматики в таком деле быть не должно".
Христенко также считает возможным присутствие ЮКОСа в числе миноритариев Роснефти.
"Все возможно. Например, размен активами или выкуп доли акционера. Жить вместе можно. Правовым образом никакой путь не запрещен", - сказал он.
Комментируя высказывания главы Росимущества Валерия Назарова о том, что у ЮКОСа плохая кредитная история и такой миноритарный акционер для Роснефти не годится, Христенко отметил, что "с учетом всей истории ЮКОСа плюсов это Роснефти, понятно, не принесет". В то же время, по его мнению, "о рисках плохой кредитной истории можно говорить лишь в отношении стратегического акционера".
По словам министра, стратегического инвестора Роснефти правительство РФ планирует привлечь через IPO.
"В целях усиления спроса стратегического инвестора можно привлечь непосредственно в IPO. С моей точки зрения, 2006 год станет решающим в выборе стратегии действий", - сказал Христенко.
Он также отметил, что оценка, которая будет использована для определения ценового диапазона размещения, должна быть завершена до IPO. "Роснефть имеет уникальный портфель активов, который постоянно расширяется. И сейчас проводится оценка компании с учетом данного факта", - добавил он.
Отвечая на вопрос, означает ли недавняя отставка вице-президента Роснефти Сер Алексеева, отвечавшего за подготовку к IPO, отказ государства от планов размещения акций компании на бирже, Христенко сказал: "Я не связываю эти вещи. Это рабочий момент. Сводить судьбу компании к одному человеку, по-моему, излишне".
Инф. РИА Новости