Наблюдаемое в прошлом году стремительное развитие столичных сетей строительных супермаркетов, работающих в формате DIY («Сделай сам»), добавило проблем специализированным магазинам, которые начали терять свою долю рынка. Сразу несколько из них были вынуждены свернуть деятельность в Киеве. Тем не менее «оставшиеся в живых» смотрят в будущее оптимистично. По их мнению, выходом из создавшейся ситуации является переход в высокий ценовой сегмент, предполагающий максимальную приближенность к клиентам и их индивидуальное обслуживание.
Прошедший год ознаменовался бурным развитием в столице строительной розницы, работающей в формате DIY: появились две «Новые Линии», два «Эпицентра», по одному магазину открыли сети «Стимекс» и «Олди». Помимо дальнейшего развития рынка недвижимости в Киеве, который способствует росту потребления стройматериалов, эксперты объясняют эту тенденцию и слухами о готовящейся экспансии в Украину крупнейших иностранных ритейлоров, что подтолкнуло руководителей столичных сетей строймаркетов к активному закреплению за собой максимальной доли рынка.
На этом фоне руководители специализированных магазинов, которые напрямую соперничают по номенклатуре со строительными гигантами, были вынуждены подсчитывать убытки. «В прошедшем году мы действительно прочувствовали сокращение количества покупателей и по итогам года получили на 10% меньше прибыли по сравнению с 2004 г. Это притом, что рынок стройматериалов стремительно растет», — жалуется директор магазинов «Эко-Киев» Владимир Новский. Директор по маркетингу сети магазинов «Твоя кімната» Виталий Близнюк добавил, что конция между супермаркетами и специализированными магазинами действительно усиливается, поскольку оба сегмента розницы предлагают одни и те же группы товаров. При этом представитель сети супермаркетов «Олди» Вячеслав Бондаренко считает, что строительные гиганты оказались в лучшем положении благодаря более широкому выбору и низким ценам, предполагающим экономию времени и финансов. «На Западе или в той же России широко распространены специализированные магазины, которые имеют четкую специализацию. У нас же многие из них торгуют всем подряд, однако их ассортимент ограничен. В итоге, приобретая, к примеру, напольное покрытие, покупатель все равно вынужден ехать в супермаркет, поскольку ему понадобится еще целый арсенал разнообразных вспомогательных средств для его укладки, которые в специализированном магазине не всегда есть», — пояснил он.
Видимо, поэтому минувший год ознаменовался сокращением доли специализированных магазинов в столице вдвое — с 10 до 5% и уходом с рынка сразу нескольких известных ритейлоров. Одним из них стал крупнейший венгерский оператор по продаже напольных покрытий — компания Diego Hungary, магазин которой располагался ранее на улице Набережно-Крещатикской. Эта компания пришла в Киев в 2003 г. через местное ООО «Атлантис», выкушее франшизу у венгров. Тогда ООО заявило о планах открыть в течение трех-четырех лет сеть из более чем 20 магазинов площадью 1–1,5 тыс. кв. м, которые так и остались нереализованными. «На мой взгляд, сеть неправильно организовала свою PR-кампанию и не обеспечила необходимый объем продаж, который был бы достаточен для покрытия расходов по содержанию такого магазина», — считает комментатор, пожелавший остаться неназванным. Другим ушедшим со столичного рынка ритейлором стала российская сеть по продаже паркета, у которой, как сказал г-н Бондаренко, было в Киеве шесть-семь небольших точек площадью около 100 кв. м. «Магазины были организованы по типу «шоу рума», то есть занимались демонстрацией паркета. Несмотря на грамотное построение своей PR-кампании, местный рынок оказался не готов к подобным формам работы, что и вынудило россиян уйти», — отметил он. Участники рынка утверждают, что перепрофилировала свою деятельность и столичная сеть напольных покрытий «Декор Сервис». По их словам, компания продала несколько магазинов своим партнерам-франчайзи (в ее собственности осталось только два объекта), поскольку планирует уделить большее внимание мебельному направлению. Хотя в самом «Декор Сервисе» отказались подтвердить либо опровергнуть эту информацию.
Вячеслав Бондаренко считает, что на протяжении ближайших двух лет доля специализированных магазинов снижаться не будет. «Количество покупателей, требующих к себе повышенного внимания и готовых платить как за более дорогую продукцию, так и за сервис, стремительно растет. Именно на таких клиентов и должны делать ставку подобные магазины», — полагает он. Подтверждает это и учредитель сети «Твоя кімната» Александр Рогов, по словам которого в магазинах его сети объемы продаж продукции высокого ценового сегмента увеличились за последнее время на 10–15%. «Чтобы максимально покрыть столичный рынок, мы намерены к четырем существующим торговым точкам открыть в этом году еще одну-две», — отметил он. Оптимистично пока настроена и сеть «Эко-Киев», руководство которой сообщило о планах инвестировать $500–700 тыс. в строительство нового магазина в районе Святошина, увеличив их общее количество до пяти.
Инф. Деловая столица