Затянувшиеся в тугой узел газовые отношения с Россией подталкивают власть активнее прежнего искать компромисс с другими поставщиками голубого топлива. На минувшей неделе министр топлива и энергетики Иван Плачков и глава НАК «Нафтогаз України» Алексей Ивченко отправились обсудить энергетическую тему в Туркменистан. В итоге нефтегазовым ведомствам удалось договориться о поставке в 2006 г. в Украину 34,5 млрд. куб. м туркменского газа по новой цене — $60/тыс. куб. м на границе Узбекистана и Туркменистана.
В нынешнем году Украина закупала туркменский газ по $44/тыс. куб. м и втайне надеялась сохранить этот уровень цены. Но туркмены твердо решили пересмотреть его, аргументируя свое решение ростом стоимости оборудования и как результат — увеличением себестоимости добычи. По неофициальным данным, она достигла $8–12/тыс. куб. м в зависимости от местодений. Тем не менее на фоне газовых переговоров с Россией и этот результат вполне устраивает Киев. Однако сторонам так и не удалось поставить финальную точку в газовом соглашении. Из-за того что Киев и Москва не согласовали ставки транзита газа по территории двух стран, Украина и Туркменистан не могут зафиксировать на бумаге уже достигнутые договоренности — уполномоченные на подпись премьеры попросту не имеют права ставить их на договоре, в котором не указана стоимость транзита газа по территории России.
На сегодня действует долгосрочный украинско-российский договор, который на период 2003–2013 гг. предусматривает равные ставки этого транзита как по территории Украины, так и России на уровне $1,09/тыс. куб. м за 100 км. Однако откровенный страх перед выходом дешевого газа Туркменистана на рынки Европы заставляет Белокаменную отчаянно давить на Украину, склоняя ее к откровенной авантюре — повышению транзитной ставки до $2,4/тыс. куб. м, не разрывая вышеупомянутого соглашения.
Если бы Украина пошла на удоание транзита, это практически отрезало бы Туркменистан от европейских рынков. При действующей до конца 2005 г. «ой» цене туркменского газа в $44/тыс. куб. м на подступах к украинско-российской границе она увеличивается до $75/тыс. куб. м, а после прокачки по территории Украины на границе с Румынией или Словакией — до $90/тыс. куб. м. В то же время российский газ на этих же границах продается по $120/тыс. куб. м и более. Поэтому россиянам остается пускаться во все тяжкие ради того, чтобы получить контроль над реэкспортом туркменского газа и достичь жизненно необходимой цели — изолировать Ашгабат от экспортных сверхприбылей.
До сих пор Москве удавалось достичь желаемого за счет цепочки компаний-посредников, которые на протяжении последних 10 лет фактически обирают Туркменистан. Сперва такими посредниками были «Итера» и «ТуркменРосгаз», затем их место заняла венгерская Eural TG, а ныне эту функцию выполняет RosUkrEnergo. Их работа все время сопровождалась скандалами. Дабы упростить путь к достижению цели, Россия просто решила сыграть на повышении транзитных тарифов. Ведь при ныне предлагаемой ею новой ставке на уровне $2,4 тыс. куб. м за 100 км цена туркменского газа на выходе из Украины вырастет в полтора раза — до $136/тыс. куб. м, а значит, станет неконтоспособной.
Цена вопроса — миллиарды долларов в год. Именно столько мог бы получать Туркменистан, если бы его газовая торговля на всем протяжении от берегов Амударьи до Карпат осуществлялась без посредников. Украина, претендующая на статус крупнейшего в бывшем СССР рынка реэкспорта газа, в этом случае также смогла бы получить дивиденды от расширения туркменских газовых поставок в страны ЕС. И нынешнее украинско-туркменское соглашение, закрешее твердую цену и объем поставок газа в Украину, по сути своей является серьезным шагом на пути туркменского газа к перспективным европейским рынкам. Ведь позиции Киева и Ашгабата выглядят беспроышными — ставки транзитного тарифа могут повышаться гораздо более $2,4 — до $3,4/тыс. куб. м за 100 км (как во враждебных России и Сербии странах бывшей Югославии) или еще больше, и это все равно будет выгодно Украине. Поскольку Россия обеспечивает ежегодный транзит до нашей страны всего 32–34 млрд. куб. м туркменского газа, тогда как Украина держит в своих руках в три раза больший российский транзит, который составляет более 116 млрд. куб. м в год. А это всегда дает возможность Киеву с заметной выгодой для себя нейтрализовать даже самые живописные «газотарифные спектакли» Москвы.
Инф. Деловая столица
agrinews.com.ua