Эксперты считают, что до начала предприватизационной подготовки Кривоского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР) правительству необходимо, во-первых, уладить все дела с международными партнерами по строительству объекта, во-вторых, разработать специальную методику его продажи, и, в-третьих, определиться со стратегией функционирования предприятия на внутреннем и внешнем рынках.
«Румынский вопрос»
В конце текущего месяца, согласно данным Министерства промышленной политики Украины, должно состояться заседание межгосударственной украинско-румынской рабочей группы по достройке КГОКОР, в ходе которого Украина планирует урегулировать все «недоразумения» в отношениях с Румынией, являющейся ее главным партнером в строительстве комбината. Как известно, отечественная доля в этом международном проекте, стартовавшем в середине 80-х, составляет 56,4%, доля Румынии — 28% и Словакии — 15,6%. При этом румынская часть КГОКОРа, построенного на 70% и потому номинально являющегося объектом незавершенного строительства, готова на 81%. В денежном же выражении отечественные обязательства в проекте с общей стоимостью в 2,4 млрд долларов, в рамках которого было выполнено работ на сумму 1,6 млрд долларов, перед иностранными партнерами составляют 750 млн долларов. Однако претензии к Украине по этому поводу на сегодня имеет лишь Румыния — в размере 100 млн долларов.
Между тем, согласно первоначальной договоренности, по окончании строительства в течение 10 лет Украина должна поставить в Румынию 30 млн тонн окатышей, а в Словакию — 17 млн тонн. И нынешние финансовые притязания румынских коллег — не более чем «эквивалент» указанного в договоре объема сырья, определенный в одностороннем порядке. Впрочем, по большому счету, на возврате долга именно в такой форме Румыния не настаивает, предлагая наряду с этим еще два варианта: таки поставить ей окатыши в счет долга или же попросту отдать ей комбинат. Но в любом случае какое-то взаимное соглашение на сей счет между бывшими партнерами должно быть достигнуто и именно этому и предполагается посвятить запланированное заседание.
Разумеется, проблема долга Украины перед Румынией за ее участие в строительстве КГОКОРа сама по себе вряд ли была бы воспринята властями всерьез, если бы не решение о приватизации этого объекта, окончательно оформившееся в течение октября нынешнего года. Так, именно в середине осени Кабинет Министров Украины, теперь уже возглавляемый Юрием Ехануровым, вновь вернулся к вопросу о возможности продажи комбината. А побудили его к этому, с одной стороны, возросший интерес к предприятию со стороны компании Mittal Steel, которая на тот момент уже стала владельцем ОАО «Кривосталь», а с другой — еще более возросшие денежные аппетиты правительства после невероятно выгодной продажи все той же «Кривостали». Именно поэтому почти сразу же после сделки с индийцами Президент Украины Виктор Ющенко инициировал проведение переговоров с Румынией и Словакией относительно возможности приватизации КГОКОРа и, дабы продемонстрировать политическую волю, не дожидаясь оных в начале ноября поручил Фонду государственного имущества Украины до 1 марта 2006 года подготовить объект к продаже. Соответственно, правительство стало действовать все в той же наступательной манере — никаких заседаний и совещаний с международными партнерами еще не произошло, но не далее как в минувшую пятницу г-н Ехарунов сообщил прессе, что предприватизационная подготовка КГОКОРа «начнется в ближайшее время».
Индийский ответ
Причина столь завидной уверенности в том, что никакие претензии со стороны международных партнеров не помешают Украине выставить объект на продажу, несомненно, есть. Дело в том, что, хотя КГОКОР на сегодня не является «живым» предприятием, то есть ничего не производит, в его структуру входит уникальное местодение железорудного сырья. И как раз оно-то и определяет исключительную инвестиционную привлекательность данного объекта в глазах многих именитых металлургических компаний, в числе коих, разумеется, давно присматривающаяся к нему Mittal Steel. Ныне же, после покупки «Кривостали», вопрос приобретения расположенного неподалеку от нее КГОКОРа, который мог бы снабжать сырьем металлургические активы компании в Восточной Европе, встал для нее с особой остротой.
Безусловно, КГОКОРом как сверхценным сегментом сырьевого рынка интересуются многие. В частности, наряду с представителями Mittal Steel на соответствующей встрече в Минпромполитики присутствовали и представители второй в мире по величине сталелитейной компании Arcelor, которая также официально заявила о своем желании приобрести этот объект. Кроме этих двух соперников по покупке «Кривостали», КГОКОРом хотели бы завладеть также россияне (Магнитогорский меткомбинат и «Смарт-групп») и китайцы (Sinosteel). Но пока фаворитом в этой потенциальной гонке остается все та же Mittal Steel.
Дело в том, что еще до покупки «Кривостали», а именно — в сентябре нынешнего года — глава принадлежащей Mittal Steel румынской сталелитейной компании Galati Нарендра Шодхари заявил, что в случае победы в конкурсе по продаже КГОКОРа Mittal Steel выкупит долг Украины у румынского правительства. А месяц-полтора спустя готовность Mittal Steel все уладить с Румынией подтвердил главный операционный директор компании — Малая Мухерджи, сообщив о переговорах, которые его компания ведет с представителями Румынии и Словакии. Впрочем, специфика этих переговоров, равно как и их результат, полностью определяются тем, что Mittal Steel контролирует всю металлургическую отрасль Румынии, а значит — может решить нужный ей вопрос «по-любому». Так что если претензии этой страны и могли бы стать препятствием к продаже Украиной КГОКОРа вообще, то уж никак не станут таковыми в ее желании продать этот объект именно г-ну Лакшми Митталу. И, пожалуй, именно ясное понимание этого момента так и окрыляет ныне украинскую власть в ее стремлении приватизировать КГОКОР.
Украинский контекст
Между тем, как отмечают эксперты, запуск этого предприятия, проектная мощность которого составляет 10 млн тонн окатышей в год, то есть потенциально одного из крупнейших производителей окатышей в регионе, существенно изменит расстановку сил, как минимум в отечественном горно-металлургическом комплексе. И правительство Юрия Еханурова это прекрасно понимает. Ведь общеизвестно, что сейчас далеко не все украинские меткомбинаты имеют равный доступ к местным источникам железорудного сырья, из-за чего этот рынок постоянно лихорадит. В вечно неуверенном состоянии пребывают и предприятия корпорации «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД), и многие из так называемых «независимых» метпредприятий. И до сих пор ни у кого из них не было никаких оснований надеяться на то, что ЗАО «Систем Капитал Менеджмент» (СКМ) или группа «Приват» вдруг образумятся и станут продавать ЖРС в «нормальном» рыночном режиме. Из этого следует, что переход столь значительного фрагмента рынка железорудного сырья, какой представляет собой КГОКОР, в руки такого мощного иностранного инвестора, как Mittal Steel, который к тому же заведомо не планирует работать на украинского потребителя, может вызвать лишь усугубление и без того существенного дисбаланса в отрасли.
Именно поэтому в изложении г-на Еханурова основная тема приватизации КГОКОРа всегда сопровождалась побочной темой ее последствий для украинского ГМК в целом. Так, он констатировал, что продажа комбината «является очень чувствительным вопросом для украинского металлургического комплекса». И выразил намерение «обсудить этот шаг с украинскими метпроизводителями, а также изучить его потенциальное влияние на внешний и внутренний металлургический рынок». Это было в конце октября. А месяц спустя премьер-министр Украины сообщил, что уже обсудил перспективы приватизации комбината как с представителями украинских металлургических комбинатов, так и с потенциальными российскими инвесторами, которые говорили о своей заинтересованности в покупке этого объекта. И что же? О том, как отнеслись к укреплению позиций индийского металлургического гиганта в Украине местные металлурги ничего не известно. И это отсутствие реакции с их стороны наводит на мысль, что они пока не принимают всерьез подобную перспективу.
И основания для этого есть. Дело в том, что, как констатирует директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко, на сегодня четкой законодательной базы, позволяющей продать объект подобного рода, в Украине нет. Ведь номинально он является объектом незавершенного строительства, а по сути, представляет собой объект группы «Г» — предприятие, имеющее стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Из-за этой двойственности, разъясняет эксперт, КГОКОР не может быть продан ни по той процедуре, которая предусмотрена для «незавершенки», ни по той, которая разработана для объектов группы «Г». Короче говоря, подытоживает г-н Рябченко, «для приватизации этого объекта должна быть разработана специальная методология».
Впрочем, это тоже не вопрос сегодняшнего дня. Для начала правительству следует определиться с самим объектом продажи. То есть: продает ли оно свою долю в этом объекте, а это, напомним, 56,4%, или же весь комбинат, а потом возвращает долги международным партнерам по строительству. Если учесть, что именно эти два варианта были сформулированы на днях министром промышленной политики Владимиром Шандрой, ясности на этот счет пока нет. Вероятно, она появится только после того, как власти окончательно решат, кого они желают видеть хозяином КГОКОРа. Если это будет все та же Mittal Steel, то комбинат будут продавать наверняка целиком, а «румынский вопрос» будет улажен самими индусами. Если же — нет, то с Румынией придется вести официальные переговоры и искать компромисс. Но, взяв на себя подобный труд на первоначальном этапе, Украина сохранит за собой возможность формировать концепцию продажи объекта, исходя из собственных экономических интересов потом, а значит — самой выбирать того инвестора, который ей нужен.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)