• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Табачный дым
    Опубликовано: 2005-11-22 12:26:00
    В последнее время среди власть имущих стало хорошим тоном агитировать за здоровый образ жизни. Тон в этих разговорах задал Президент. Сначала он выдвинул инициативу о запрете рекламы ьных и табачных изделий, а 18 октября подписал закон «О мерах по предупреждению и уменьшению потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения». Законом запрещается ие табачных изделий на рабочих местах и в общественных местах, за исключением специально отведенных для этого мест. Также этот законодательный акт запрещает производство, ввоз и продажу в Украину табачных изделий, в которых содержание никотина превышает 1,2 милламма, а содержание смолы — 12 милламмов и на упаковке которых отсутствует медицинское предупреждение о последствиях потребления табака. Предусматривается также запрет производства, ввоза и продажи в Украине табачных изделий, на упаковке которых присутствуют надписи, знаки, изображения, которые могут ввести в заблуждение потребителей относительно вредных последствий потребления табака, в частности, такие характеристики, как «легкие», «ультралегкие» и другие. Принятие этого закона обострило давние споры курильщиков и поборников здорового образа жизни. Но в основном новый закон больно ударил по тем, кто контролирует табачный рынок Украины.
    Табачная промышленность страны одна из немногих отраслей, куда бурным потоком плывут иностранные инвестиции, и этот поток уже давно смыл с поля зрения отечественных производителей. На Западе для табачных компаний настали трудные времена. Там развернулась масштабная антиетная кампания, экономические условия деятельности ухудшились. Мировые табачные транснациональные гиганты такие как «Реемтсма», «Phillip Morris», «British American Tobacco», устремили свой взгляд на Восток, где остаются незаполненными рынки постсоветского пространства и Китая. Среди прочих стран инвестиционно привлекательной оказалась для них и Украина. Ежегодное потребление ет в Украине составляет порядка 75 млрд. штук — по 73 с иной пачки на каждого жителя страны, включая ных младенцев, причем это число не сокращается, как на Западе, а растет. Курильщики, несмотря на невысокий уровень доходов, готовы выложить свои кровные за табачное удовольствие. В таких условиях транснациональные табачные компании без труда поставили под свой контроль 94–96% табачного рынка Украины. В пятерку лидеров на рынке входят такие компании как СП «Реемтсма-Украина», «Phillip Morris – Украина», «Украина JTI», «Лигетт-Дукат Украина», «British American Tobacco — Украина». Все эти компании уже не первый год на рынке и успели прочно на нем закрепиться.
    Лидером уже долгое время остается компания «Phillip Morris – Украина». Главной мощностью компании в Украине является Харьковская табачная фабрика. По итогам девяти месяцев 2005 г. компания произвела 27 555,8 млн шт. ет, что на 21,7% (22 630,4 млн шт. ет) больше чем в январе-сентябре прошлого года. Правда, в рейтинге экспортеров табачной продукции за прошлый год «Phillip Morris – Украина» заняла лишь третье место.
    Второе место на отечественном табачном рынке прочно удерживает СП «Реемтсма-Украина». В Украине эта компания появилась в 1993 г., создав СП с Киевской и Черкасской табачными фабриками. Главной мощностью компании является Киевская фабрика. На сегодняшний день СП «Реемтсма-Украина» принадлежит британской компании Imperial Tobacco, которая поглотила немецкую Reemtsma Cigarettenfabriken GmbH. Прошлый год для нее был не очень удачен, компания сократила производство на 5,5%, или на 1 млрд 185 млн ет до 20 млрд 407,6 млн по сравнению с 2003. Тогда ее доля в ассоциации «Укртабак» равнялась 23,1%. Но по итогам первых девяти месяцев нынешнего года компания произвела 17 538,1 млн шт. ет. В прошлом году за 9 месяцев ею было выпущено 15 015,2 млн шт. ет — на 16,8% меньше результата этого года. Еще одним достижением этого года для «Reemtsma» стало получение сертификата о соответствии системы управления качеством на предприятии требованиям международного стандарта ISO 9001 образца 2000 года.
    Значительно ослабли позиции компании «British American Tobacco — Украина». Она была создана в 1993 г. на основе мощностей Прилукской табачной фабрики (сейчас «В.А.Т.-Прилуки»). Наиболее успешной маркой компании в свое время были «Прилуки особливі». В основном «British American Tobacco — Украина» ориентируется на дешевые марки ет для людей с достатком ниже среднего. Прилуцкая ТФ в этом году сдала второе место и переместилась на почетное третье. За январь-сентябрь 2005 года фабрика произвела 17 431,3 млн шт. ет против 18 162,1 млн шт., произведенных за 9 месяцев прошлого года.
    Прошлый год был особенно успешным для компании «JTI-Украина», которая владеет Кременчугской табачной фабрикой. Она выпускает довольно популярные в стране бренды, такие как Camel, Winston, Magna, Monte Carlo, More King Size. Изначально в 1993 году Кременчугскую табачную фабрику купила компания RJ. Reynolds, которая впоследствии была поглощена японской корпорацией JTI. «JTI-Украина» входит в состав группы компаний JTI с штаб-квартирой в Женеве, которая продает свою продукцию более чем в 120 странах мира. JTI (Japan Tobacco International) входит в состав Japan Tobacco Inc., одной из наиболее старых и мощных мировых табачных компаний. Доля рынка Japan Tobacco Inc. в мировом производстве табачной продукции составляет около 8%. В 2004 г. компания «JTI-Украина» была лидером в секторе экспорта табачной продукции из Украины. В январе-сентябре 2005 г. компания произвела 10 845 млн шт. ет, что на 31% больше, нежели в прошлом.
    Еще одним крупным оком на табачном рынке является компания ЗАО «Лигетт-Дукат Украина», владеющая Черкасской табачной фабрикой. В первые девять месяцев 2005 г. она произвела 14 200,5 млн шт. ет против 12 947,1 шт. прошлого года, соответственно, результат в процентах выглядит так — 9,7% в пользу текущего года.
    Мелким отечественным производителям трудно конкурировать с международными гигантами. Дефицит оборотных средств не позволяет им выводить новые марки и на должном уровне поддерживать интерес к старым. Не говоря уже о дистрибуционных возможностях охвата Украины: малые предприятия в предложении своей продукции ограничены узкими территориальными рамками. Доля выпуска ет украинскими производителями без участия иностранного капитала на отечественном рынке составляет 2,6%. Они вынуждены мирится с ролью немых статистов на рынке, чья и без того мизерная доля постоянно находится под угрозой. Так, Львовская ТФ понизила свою производительность на 40%, выпустив в марте 2005 года 77,9 млн. штук ет, а Феодосийская ТФ, произведя в марте нынешнего года 55,9 млн. штук ет, ухудшила прошлогодний показатель на 44%.
    Большинство экспертов говорят о стабильности отечественного табачного рынка. Объемы промышленного производства постоянно растут, технологическое обновление на табачных фабриках происходит более быстрыми темпами, нежели в других отраслях производства. Многие эксперты отмечают тот факт, что в Украине при максимальной потребности в табачных изделиях 70–72 млрд штук в год в 2004 г. произведено 96,6 млрд штук, это говорит о перенасыщении внутреннего рынка табачными изделиями и работе наших предприятий на экспорт. Действительно, в 2004 г. табачные компании, работающие в Украине, экспортировали свою продукцию в 20 стран мира, наибольшее количество в Армению, Грузию и Иран. В январе 2005 г. Украина экспортировала табачных изделий на сумму 10 млн 135,1 тыс. грн. Рост экспорта в основном объясняется традиционно дешевой рабочей силой в нашей стране и довольно либеральной налоговой базой. Эксперты прогнозируют на ближайшее время положительную динамику экспорта ет. При всех этих плюсах огромным минусом остается возрастающая контрабанда украинских ет в Западную Европу. За год в страны ЕС вывозится до 25–30% табачных изделий, произведенных в Украине. Сначала контрабанда попадает в близлежащие страны, такие как Польша и Венгрия и лишь потом переправляется дальше на Запад. Такая ситуация выгодна производителям, но европейские стремления Украины обязывают бороться с таким явлением как контрабанда ет.
    В целом, единственное что тревожит на сегодняшний день крупных акул табачного бизнеса, это непостоянная и часто меняющая свою направленность политика государства в отношении отрасли. За последние полтора года ставки акцизного сбора на табачные изделия в Украине менялись трижды. Последние изменения вступили в силу с нового года, и теперь акциз на еты без фильтра составляет 5 гривен за одну тысячу штук, на еты с фильтром — 11,5 грн. за тысячу штук и на ы — 20 грн. за 100 штук. Плюс 7 процентов от продажи по всем трем группам изделий. В марте табачников ждал неприятный удар со стороны правительства, которое намеревалось повысить на 1% адвалорную (процентную) составляющую акцизного сбора и фиксировать ее таким образом, чтобы размер акциза не был ниже 22% от цены продажи. Такая схема налогообложения наткнулась на жесткую критику со стороны табачных компаний. Многие справедливо указывали, что такая система действует только в России, на Западе же от нее отказались ввиду неэффективности. Директор по корпоративным связям «Phillip Morris — Украина» Елена Хоменко заявила о невозможности длительной планированной работы на рынке в результате часто изменяющихся условий. Многие тогда заподозрили правительство в лоббировании интересов некоторых компаний, а именно «British American Tobacco — Украина», которая полностью поддержала правительственную инициативу. Менеджер по корпоративным связям компании Сер Макаренко заявил, что увеличение адвалорной составляющей акциза на табачные изделия было бы справедливым. Первый стресс для табачных компаний им удалось пережить без потерь — правительство отказалось от пересмотра налогообложения. Но на смену пришла вторая беда — вышеупомянутый закон, подписанный Президентом. Табачники дружно убеждали главу государства использовать свое право вето, но безуспешно. Генеральный директор Украинской ассоциации производителей табачных изделий «Укртабак» Валентина Хоменко высказала мнение о том, что новый закон лишь запутает правила ы на рынке. По ее словам, документ часто дублирует или же противоречит действующим законодательным актам. В частности, принятый парламентом закон запрещает торговлю и производство, кроме как для экспорта, табачных изделий с показателями содержания никотина и смол в дыме не более 1,2 милламма и 12 милламмов соответственно. Хоменко отметила, что эта норма делает незаконным продажу , илл, нюхательного, жевательного, трубочного табака и другой продукции. Кроме того, документ устанавливает разные размеры штрафов за одно и то же нарушение. Многие эксперты пророчат этому закону несчастливую судьбу, он наткнется на сильное противодействие производителей табачных изделий и дистрибьюторов, и возможно его ждет удел многих украинских законов — его просто не будут исполнять.
    Владимир Володько,
    корреспондент
    ELCOMART News
    (e-news)
    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.