В конце прошлого месяца Верховная Рада Украины (ВР) приняла изменения в Закон о высшем образовании. Теперь каждый студент-бюджетник должен отработать 3 года после обучения, а контрактнику могут менять стоимость обучения в произвольном порядке. Логика депутатов ВР абсолютно непонятна. Ведь таким образом ставится полный крест на бесплатном высшем образовании в Украине. Самой очевидной причиной принятия Закона было то, что депутаты его просто не читали – об этом свидетельствовало и быстрое принятие Закона.
История Закона
Теперь подробнее об истории законотворчества в области высшего образования. На самом деле, необходимость принятия нового Закона о высшем образовании существует давно. Ведь и декларация о введении Болонского процесса, и повышение роли самих студентов, а также их самоуправленческих органов, в процессе образования, требует кардинальных изменений в Законе о высшем образовании. И в ВР этой осенью уже лежат три проекта изменения этого Закона, подготовленные разными группами. Один из этих проектов – продукт Кабинета Министров В.Януковича – был поспешно проголосован 22 сентября этого года. Другие же законопроекты внесены в повестку дня настоящей сессии, что, однако, совсем не означает, что они будут рассмотрены.
Что же изменяет в высшем образовании проголосованный ВР Закон?
Теперь подробнее об истории законотворчества в области высшего образования. На самом деле, необходимость принятия нового Закона о высшем образовании существует давно. Ведь и декларация о введении Болонского процесса, и повышение роли самих студентов, а также их самоуправленческих органов, в процессе образования, требует кардинальных изменений в Законе о высшем образовании. И в ВР этой осенью уже лежат три проекта изменения этого Закона, подготовленные разными группами. Один из этих проектов – продукт Кабинета Министров В.Януковича – был поспешно проголосован 22 сентября этого года. Другие же законопроекты внесены в повестку дня настоящей сессии, что, однако, совсем не означает, что они будут рассмотрены.
Что же изменяет в высшем образовании проголосованный ВР Закон?
Студентам-бюджетникам
Основных моментов два. Первый – согласно этому Закону студент, проучившийся положенное время в ВУЗе за бюджетный счет, ОБЯЗАН отработать три года после окончания образования по специальности там, где ему укажет государство, или же оплатить стоимость обучения в полном размере. Эта норма фактически отменяет бесплатное образование в Украине, заменяя его косвенно платным. Взятки, махинации с распределениями, годы потерянной жизни снова могут стать реальностью. Еще более-менее можно было понять существование такой нормы в СССР, где в Законе было прописано, что студенты учатся “для народного хозяйства”, но сейчас ведь люди не винтики для государства, да и в Законе об образовании пишут четко: студент учится для себя!
Основных моментов два. Первый – согласно этому Закону студент, проучившийся положенное время в ВУЗе за бюджетный счет, ОБЯЗАН отработать три года после окончания образования по специальности там, где ему укажет государство, или же оплатить стоимость обучения в полном размере. Эта норма фактически отменяет бесплатное образование в Украине, заменяя его косвенно платным. Взятки, махинации с распределениями, годы потерянной жизни снова могут стать реальностью. Еще более-менее можно было понять существование такой нормы в СССР, где в Законе было прописано, что студенты учатся “для народного хозяйства”, но сейчас ведь люди не винтики для государства, да и в Законе об образовании пишут четко: студент учится для себя!
Студентам-контрактникам
Момент второй. Касается он контрактников, коими могут стать практически все студенты (согласно такому Закону). По старому Закону стоимость обучения контрактника – сумма постоянная, которую студент узнает еще будучи абитуриентом. Выбирая себе ВУЗ для обучения, он может четко планировать свои будущие расходы на образование. Возможный момент поднятия цен за обучение в прошлом Законе – это только официальный уровень инфляции. В новой же версии кроме инфляции, причинами для повышения стоимости образования может быть практически все: и изменения в зарплате преподавателей, декана или ректора, и стоимость арендной платы, и коммунальные услуги. В общем все, что входит в себестоимость образования. Поэтому если скажут, что теперь аренда одной аудитории стоит 400$ в час (как, например, один из самых дорогих конференц-залов в Украине), значит эту сумму нужно включить в стоимость образования. Вообще, с точки зрения экономики и действующего законодательства, образование – это услуга, прервать которую нельзя (потому что продолжить образование в другом ВУЗе Украины просто не получится), поэтому ее стоимость должна быть фиксирована заранее!
Новая версия Закона теперь приводит к тому, что а) студент-контрактник не уверен в возможности закончить образование; б) студент-бюджетник либо на три года станет каторжником, либо выплатит опять таки непонятную сумму денег государству.
Момент второй. Касается он контрактников, коими могут стать практически все студенты (согласно такому Закону). По старому Закону стоимость обучения контрактника – сумма постоянная, которую студент узнает еще будучи абитуриентом. Выбирая себе ВУЗ для обучения, он может четко планировать свои будущие расходы на образование. Возможный момент поднятия цен за обучение в прошлом Законе – это только официальный уровень инфляции. В новой же версии кроме инфляции, причинами для повышения стоимости образования может быть практически все: и изменения в зарплате преподавателей, декана или ректора, и стоимость арендной платы, и коммунальные услуги. В общем все, что входит в себестоимость образования. Поэтому если скажут, что теперь аренда одной аудитории стоит 400$ в час (как, например, один из самых дорогих конференц-залов в Украине), значит эту сумму нужно включить в стоимость образования. Вообще, с точки зрения экономики и действующего законодательства, образование – это услуга, прервать которую нельзя (потому что продолжить образование в другом ВУЗе Украины просто не получится), поэтому ее стоимость должна быть фиксирована заранее!
Новая версия Закона теперь приводит к тому, что а) студент-контрактник не уверен в возможности закончить образование; б) студент-бюджетник либо на три года станет каторжником, либо выплатит опять таки непонятную сумму денег государству.
Какая же судьба законопроекта?
Во-первых, 22 сентября его приняла ВР (уже во втором, последнем чтении), далее 10 октября его подписал глава ВР Литвин и теперь Закон передан на подпись Президенту Украины. Он же может либо подписать его, либо наложить вето.
Во-первых, 22 сентября его приняла ВР (уже во втором, последнем чтении), далее 10 октября его подписал глава ВР Литвин и теперь Закон передан на подпись Президенту Украины. Он же может либо подписать его, либо наложить вето.
Кто против Закона?
Процесс принятия этого Закона не остался лишенным внимания общественности, в особенности студенческой. Пять студенческих организаций: Украинская Ассоциация Студенческого Самоуправления, Студенческое братство, Українська студентська спілка, Асоціація правозахисних організаторів України та Всеукраїнська рада студентів еще 23 сентября подписали обращение к Президенту Украины с просьбой, чтоб он воспользовался своим правом вето по отношению к этому Закону.
Во вторник, 11 октября также прошли общественные слушания, на которых рассматривался этот законопроект и были сформулированы требования его отменить. Интересен факт, что за общую резолюцию “выразить недоверие авторам законопроекта” проголосовал и один из авторов Закона, присутствующий депутат ВР Михаил Родионов.
Также законопроект НЕ поддержала ни одна действующая в Украине студенческая или молодежная организация, более того этот Закон смог стать фактором, объединившим (хоть и на время) конфликтующие ранее студенческие организации. Некоторые из молодежных и студенческих организаций остались в нейтралитете и “не замечают” этого Закона – это и Всеукраинская студенческая рада при министерстве образования Украины, это и Союз Молодых Социалистов (СМС), всегда открыто высказывавшийся против взяточничества в вузах и активно действующий в области защиты студентов. Возможно, СМС заняло нейтральную позицию из-за того, что автор большинства поправок в Закон, нынешний министр образования Николаенко, является их однопартийцем – социалистом.
Процесс принятия этого Закона не остался лишенным внимания общественности, в особенности студенческой. Пять студенческих организаций: Украинская Ассоциация Студенческого Самоуправления, Студенческое братство, Українська студентська спілка, Асоціація правозахисних організаторів України та Всеукраїнська рада студентів еще 23 сентября подписали обращение к Президенту Украины с просьбой, чтоб он воспользовался своим правом вето по отношению к этому Закону.
Во вторник, 11 октября также прошли общественные слушания, на которых рассматривался этот законопроект и были сформулированы требования его отменить. Интересен факт, что за общую резолюцию “выразить недоверие авторам законопроекта” проголосовал и один из авторов Закона, присутствующий депутат ВР Михаил Родионов.
Также законопроект НЕ поддержала ни одна действующая в Украине студенческая или молодежная организация, более того этот Закон смог стать фактором, объединившим (хоть и на время) конфликтующие ранее студенческие организации. Некоторые из молодежных и студенческих организаций остались в нейтралитете и “не замечают” этого Закона – это и Всеукраинская студенческая рада при министерстве образования Украины, это и Союз Молодых Социалистов (СМС), всегда открыто высказывавшийся против взяточничества в вузах и активно действующий в области защиты студентов. Возможно, СМС заняло нейтральную позицию из-за того, что автор большинства поправок в Закон, нынешний министр образования Николаенко, является их однопартийцем – социалистом.
Среди находящихся в Верховной Раде законопроектов есть действительно более достойные проекты, которые могут изменить высшее образование к лучшему.
Егор САМУСЕНКО
new.politolog/index.php?option=com_content&task=view&id=85&Itemid=3