Среди неприятностей, которые в этом году досаждают нашей стране, на первый взгляд не очень заметной, но очень важной является проблема гибели пчел от отравлений пестицидами. От этого страдают пчеловоды всех областей Украины. Они просят о помощи и пытаются привлечь внимание к проблеме, которая коснулась большого количества пасек и может повлиять на экономику страны в целом.
Крик души украинских пасечников
«Глубокоуважаемые высшие должностные лица Украинского Государства!
Многотысячная армия украинских пасечников умоляет Вас о помощи в защите пчел от отравления агрохимикатами и сохранения экологического благополучия!»
Так начинается открытое письмо-обращение Союза пасечников Украины и Гильдии медоваров Украины к Президенту Украины Владимиру Зеленскому, Председателю Верховной Рады Украины Дмитрию Разумкову и Премьер-министру Украины Денису Шмыгалю. В этом письме пасечники рассказывают о массовой гибели пчел, которая происходит с начала сезона весенне-полевых работ. Авторы документа уверены, что в смерти насекомых виноваты производители продукции растениеводства, использующие токсичные для пчел средства защиты растений. «Считаем, что аграрии совершают преступление против всего живого, но первой погибает и сигнализирует об опасности пчела – самое маленькое существо из прирученных человеком», – говорится в письме.
Лист пасічників
По мнению пчеловодов, они терпят огромные убытки из-за применения именно высокотоксичных, а иногда – и запрещенных пестицидов. При этом они уже предлагали выход из положения, еще в апреле 2019 года разработав проект правительственного постановления, которое должно было запретить ввоз на территорию нашего государства 60 наиболее опасных препаратов. Впрочем, этот документ так и не был принят. Так же, как не рассмотрен Верховной Радой проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты и развития пчеловодства», зарегистрированный 5 декабря 2019 года. Поэтому нынешней весной пчеловоды снова обратились к тем, кто имеет достаточно полномочий, чтобы повлиять на ситуацию.
Подделки, дженерики и токсичная пыль
Ситуация действительно сложная и тревожная. Специалисты по пчеловодству отмечают, что в нынешнем году отравления насекомых приобрели значительно большее распространение, чем в прошлые годы, и имеют небывалый масштаб. Из всех уголков Украины поступают сотни сообщений о гибели пчел. По предварительным оценкам, больше всего пострадали пасеки Полтавской, Ровенской, Черниговской областей.
Мертві бджоли на пасіці в Козельщинському районі Полтавської області
Чаще всего пчеловоды жалуются на то, что аграрии не сообщают заранее о применении пестицидов. Поэтому невозможно принять меры по профилактике отравлений – закрыть пчел в ульях на некоторое время или вовсе вывезти пасеку, если она не стационарная.
Обробіток поля пестицидами
Есть и другие нарекания. Так, в настоящее время многие производители агрохимикатов уже пытаются делать свою продукцию менее токсичной – и не только для домашних пчел, но и для других живых существ, конечно же, и для людей. Однако если фирменные пестициды действительно обладают такими свойствами, то их копии, изготовленные другими производителями, так называемые дженерики, гораздо более токсичны. Ведь такие производители пытаются удешевить свою продукцию, используя, соответственно, более дешевые ингредиенты, например, имеющие посторонние примеси, не содержащиеся в оригинальном препарате. А многие аграрии, чтобы сэкономить средства, используют как раз дженерики. И это приводит к ряду проблем, среди которых – отравление пчел. Также есть и ряд препаратов, обладающих чрезвычайно высокой токсичностью, из-за чего они уже запрещены во многих странах, однако разрешены в Украине. Поэтому, используя их, формально агропроизводители ничего не нарушают. Но пчелы от этого погибают. Есть и попытки применить запрещенную или контрафактную продукцию. Кстати, около 30% рынка пестицидов в стране находится в «тени».
Мертві бджоли на пасіці
Кроме того, некоторые пострадавшие пчеловоды указывают на гибель насекомых из-за воздействия токсичной пыли. Так, именно ее считают причиной своих потерь пчеловоды Ровенской области. Большинство аграриев высевают протравленные семена. Во время сева, особенно – пневматическими сеялками, часть препаратов для протравливания механически «счищается» с семян и попадает в окружающую среду. Именно по этой причине произошли случаи массовой гибели пчел, зафиксированные в Германии и Италии. Специальные исследования, проведенные в США, показали, что облако ядовитой пыли от пневматических сеялок разносится ветром довольно далеко от поля, где ведется сев, и опасность вполне реальна. Поэтому ученые советуют обустраивать сеялки специальными фильтрами. Или же для обработки семян можно использовать не химические пестициды, а биопрепараты.
Трактор с сеялкой в поле
Конечно, среди владельцев зерновых предприятий есть и такие, которые учитывают существование пасек и пытаются выстраивать нормальные отношения с пчеловодами. Но больше случаев, когда представители хозяйств, деятельность которых привела к гибели пчел, отрицают свою вину и даже не пытаются предпринять хоть какие-то шаги для исправления ситуации. Поэтому, к сожалению, в соцсетях уже можно увидеть отдельные призывы к порче техники и уничтожению урожая тех аграриев, из-за действий которых пострадали пасеки. Но это – путь в никуда. Нашей стране не нужно противостояние между производителями меда и зерна, которое приведет лишь к усугублению проблемы.
Полузабытые правила актуальны и сейчас
А возникла эта проблема не вчера. Интенсификация производства продукции растениеводства происходила, в частности, с использованием средств защиты растений искусственного происхождения. Помогая аграриям бороться с вредными насекомыми, сорняками и болезнями растений, пестициды одновременно пагубно влияли и на полезную энтомофауну. В том числе – и на домашних пчел.
Мертві бджоли на прильотній дошці
Чтобы предотвратить гибель пчел от отравления, были разработаны правила, которые должны соблюдать и пасечники, и работники сельского хозяйства, проводящие обработку растений. Если мы откроем любой справочник по пчеловодству, изданный еще в 1970–1980-х годах, то обязательно найдем в нем целый ряд требований, в том числе и такие: производители должны предупреждать владельцев пасек об обработке полей пестицидами не менее, чем за три дня; нельзя обрабатывать растения во время их цветения; надо использовать наименее токсичные для пчел препараты; определено, в какое время суток и при какой скорости ветра надо обрабатывать поля; пчеловоды обязаны сообщать о местоположении или кочевке своей пасеки органам местной власти и сельхозпредприятиям; описано, как доказать факт отравления пчел, привлечь к ответственности виновных и возместить причиненный ущерб, и т.п. Все эти правила актуальны и сейчас.
Конечно, случаи отравления были и 30 или 50 лет назад, а доказать вину представителей колхозов или совхозов удавалось не всегда, в том числе, и потому, что, по тем или иным причинам, не удавалось сделать качественную экспертизу. А иногда – просто из-за того, что пчеловоды вовремя не уведомляли потенциально опасных «соседей» о размещении пасеки рядом с полями.
Впрочем, отравления пчел, если и происходили, все же не приобретали массового характера. Наверное, еще и потому, что руководители хозяйств и агрономы были заинтересованы в том, чтобы иметь поблизости пасеку. Ведь каждый колхоз выращивал ряд культур, которые нуждались в опылении насекомыми: подсолнечник, фруктовые деревья, различные виды овощей и т.п. Практически весь руководящий состав хозяйств имел сельскохозяйственное образование, а в каждом аграрном вузе обязательно рассказывали и о перекрестном опылении растений, и о важной роли в нем пчел. Более того, многие сельхозпредприятия имели собственные пасеки, основной задачей которых было именно опыление, а уже на втором месте стояло получение товарной продукции – меда и воска.
Не хобби, а полноценный бизнес
С тех пор многое изменилось, в том числе – и отношение значительной части аграриев к насекомым-опылителям. Конечно, фермеры, которые имеют насаждения фруктовых или ягодных культур, овощные плантации или поля с лекарственными растениями, или хозяева, работающие по органическим или биодинамическим принципам, только довольны сотрудничеством с пчеловодами. А владельцы крупных предприятий зернового направления иногда, к сожалению, просто не понимают важности существования пчел. Ведь злаковые культуры не требуют опыления насекомыми. Кроме того, селекция не стоит на месте, поэтому и у растений, которые всегда нуждались в опылителях, например, у гречихи, уже появились самоопыляющиеся сорта.
Бджоляри на пасіці
Впрочем, и пасеки сейчас имеют уже другое значение: из хобби или подразделений колхозов они превратились в самостоятельный бизнес. Собственное пчеловодческое дело имеют тысячи людей по всей Украине. Они кормят таким образом собственные семьи, создают новые рабочие места, способствуют развитию зеленого туризма, платят налоги и вывели нашу страну в тройку мировых лидеров по экспорту меда. Поэтому нынешняя ситуация с отравлением пчел вышла за пределы споров по поводу того, нужны ли пчелы для опыления, и насколько существенно они влияют на урожай сельхозкультур. Сейчас речь идет о выживании успешного и перспективного направления предпринимательства. И это не менее важно, чем вопрос сохранения пчел как вида, ведь речь идет не только о насекомых, но и о людях.
Действовать в правовом поле и при поддержке государства
К счастью, пока пчеловоды не идут на прямую конфронтацию, а действуют в правовом поле. В этом им помогают объединения пчеловодов и государственные службы. Так, постоянно проводят проверки специалисты областных структур Госпродпотребслужбы. Если возникают отравления, обследование пасек проводят специально созданные комиссии, в которые, кроме работников этой службы, входят также представители местных властей, полиции, государственных клиник ветеринарной медицины. Такая система реагирования отработана, например, в Полтавской области. Проходят конференции, семинары, на которых пчеловодам рассказывают, как правильно действовать, чтобы предотвратить потери, и что делать, когда пчелы все же погибли.
Відбір мертвих бджіл для аналізів працівниками Держпродсподивслужби на Полтавщині
Но действия локального характера нуждаются в государственной поддержке, прежде всего – на законодательном уровне. Ведь только четко определенные правила взаимоотношений между производителями продукции растениеводства и медового бизнеса, запрет высокотоксичных препаратов, контроль за использованием запрещенных и контрафактных пестицидов, неотвратимость последствий, которые наступают после доказательства вины, – возмещение убытков пчеловодам, административная или уголовная ответственность, могут остановить катастрофу в пчеловодческой отрасли. А еще – предотвратить более острое противостояние между аграриями и пчеловодами.
...В 2019 году в нашей стране, по данным Союза пасечников Украины, зафиксирована гибель более 40 тыс. пчелосемей именно из-за отравления агрохимикатами. Убытки отрасли составили около 120 млн грн. Это стало одной из причин сокращения экспорта меда из Украины. Специалисты отмечали, что для восстановления пасек и объемов производства пчеловодам понадобится не менее двух лет. Однако 2020-й год стал для отрасли еще более сложным, и убытки могут превысить прошлогодние. Поэтому отечественное пчеловодство требует немедленного спасения. Иначе страна может потерять слишком много – важные мировые рынки, валютные поступления, рабочие места. Потеря пчел грозит также снижением урожаев культур, требующих опыления, и пока до конца непонятными экологическими последствиями. А главное – потерей людей. Ведь, оставшись без своего бизнеса и не имея возможности его восстановить, пасечник и его семья остаются без средств к существованию. Как следствие – они пополняют ряды безработных или – сезонных работников других стран. Хотя могли бы приносить пользу своему государству, собственному народу...
https://agrostory.com/
agrinews.com.ua