Зерновой сезон-2018/19 уже приближается к завершению и уже можно начинать подводить определенные итоги. Об основных тенденциях в текущем сезоне на мукомольном украинском рынке рассказал председатель ревизионной комиссии ГС «Мукомолы Украины» Сергей Сакиркин.
- Какие основные тенденции на украинском рынке муки Вы бы выделили? Чем они обусловлены? Расскажите, как и почему изменилось производство муки в Украине за последние 3 года.
- Основная тенденция – это изменение производства муки в Украине в сторону уменьшения, что обусловлено объективными обстоятельствами. И, к сожалению, это совершенно не потому, что украинцы заменяют мучные изделия и хлеб более полезными фруктами, овощами и мясом. Наши люди не стали богаче, дело в стремительном сокращении населения. И не надо ссылаться на реалии Киева: уровень жизни, средняя заработная плата и т.п., привлекает то мобильное население Украины, которое не выехало за рубеж. Эти же факторы позволяют киевлянам заменять в повседневном рационе хлебобулочные и макаронные изделия на зелень, мясо и импортную пасту из твёрдой пшеницы.
Пусть вас не смущает официальная статистика, ведь «в тени» находится от 30% до 50% всего производства муки. Колебания официальных данных связаны, в первую очередь, с объемами экспорта, которые в обязательном порядке отражаются в статистических данных. Общее снижение объемов производства в 2018 году и в первые месяцы 2019 года связаны именно с резким падением экспортных отгрузок.
- Насколько качество пшеницы урожая 2018 года соответствует требованиям мукомолов? Как это влияет на производство муки?
- Никаких особых отличий в качестве пшеницы урожая 2018 года не было. В период уборки возник ажиотаж вследствие большого количества головневого зерна. Однако в основном это были мараные зерна, без проникновения в глубь эндосперма. И данное зерно успешно переработали впоследствии. Негативное влияние произвели спекулятивные настроения на рынке пшеницы, которые господствовали вплоть до начала нынешнего года, приведшие к резкому росту цены на сырье и муку. В дальнейшем цены на пшеницу упали, а запасы, сделанные в период ажиотажа, давили на цену муки крупных производителей. Мелкие же производители, не имевшие стратегических запасов, смогли быстро подстроиться под ситуацию и, покупая зерно по рыночным ценам, безболезненно снизили цену на продукцию.
- Представители проектных организаций говорят, что в последние годы в Украине реализуется несколько проектов по строительству мукомольных предприятий. Сколько, по Вашим данным, сегодня строится таких предприятий в стране? Кто инвесторы – иностранные или украинские компании?
- В последние годы было реализовано несколько успешных проектов, а некоторые сейчас находятся в стадии проектирования или начала строительства.
Если начинать с глобальной модернизации:
Винницкий КХП №2, увеличивший мощность более чем в 2 раза и сумевший также нарастить производство продукции и экспортные отгрузки. Правда, оборудование для модернизации в основном использовалось отечественное или еще советское (б/у или новое).
«Васильковхлебопродукт» (Киевская обл.) – полная замена старого оборудования на новое от лучшего турецкого производителя – компании «Алапала». В первую очередь, мельница предназначена для покрытия потребностей в муке компании «Кулиничи», что вполне успешно осуществляется. На свободный рынок практически не влияет, хоть и экспортирует некоторые объемы.
«Энлиль» (Харьков) – замена оборудования и увеличение производительности. Сборное турецкое оборудование. Увеличились внутренние продажи и экспорт. А также увеличились рекламации по поводу сроков отгрузок и нестабильного качества, но это уже работа команды.
«Ривне-Борошно» (Ривне) – частичная замена оборудования и повышение мощности. Сборное турецкое оборудование. Значительно увеличились и продажи муки.
Из новых объектов, которые к тому же успешно вошли в рынок с резким увеличением объемов производства:
«Хмельницк-Млын» (Хмельницкая обл., Хмельницкий р-н): турецкое оборудование разных производителей – хорошее качество, резкий рост внутренних продаж и экспорта.
«Агродар» (Кировоградская обл., г. Александрия), торговая марка «Зернари»: оборудование «Бюлер», самая дорогая и технологичная мельница. Собственники никогда до этого с мукой дела не имели, но смогли так поставить коммерческое направление, что в настоящее время загрузка мельницы составляет минимум 80%. Премиальное качество муки.
«Мовер Мил» (Черкасская обл., Тальновский р-н, с. Кривые Колена) – турецкое оборудование разных производителей, самой нижней ценовой категории, построен в неудачном месте, без ж/д, без примельничного элеватора в непосредственной близости к КХП Тальное. Никогда до этого собственник производством и продажей муки не занимался. Тем не менее, за первый квартал работы месячная загрузка поднялась до 2,5 тыс. тонн пшеницы. Растут внутренние продажи и экспорт. Молодая команда делает невозможное. А наличие в команде Олега Могильного позволяет думать, что объект будет работоспособным, а качество продукции – хорошим всегда. Кто знает о его работе в Барвенково, меня поймет.
В стадии проектных и начала строительных работ, с полной или частичной оплатой оборудования:
«Новаагро» – крупнейший в прошлом году переработчик без собственных мощностей, решился на строительство 600-тонной мельницы. Это самый большой проект в Украине за последние годы. Стадия проектирования и первого транша производителю оборудования – турецкой компании «Угур». В настоящее время реализация проекта временно приостановлена.
«Кулиничи» – мельница в Харьковской области, для покрытия потребности в муке собственных хлебозаводов. Основное оборудование «Бюлер», вспомогательное – турецкое.
Элеваторный комплекс «Зерно Торг» (Сумская обл., г. Ромны), оборудование турецкой компании «Унормак». Покрытие потребностей в муке Роменского хлебозавода и торговля. Взамен мельницы, проданной в составе Беловодского КХП и остановленной новыми собственниками.
Это не полный, но максимально точный список объектов, о которых я знаю и/или в осуществлении которых принимал участие.
- Сколько средств, по Вашим оценкам, было инвестировано в мукомольную отрасль в 2017-2018 годах?
- Навскидку, очень приблизительно, в евро:
Винницкий КХП №2 – 3 млн.; Васильковхлебопродукт – 3 млн.; Энлиль – 2 млн.; Ривне-Борошно (Ривне) – 1 млн.; Хмельницк-Млын – 5 млн.; Агродар – 8 млн.; Мовер Мил – 4 млн. Это уже вложенное, без стоимости зернохранилищ.
Планируется:
Новаагро – 6 млн.; Кулиничи – 5 млн.; Зерно Торг – 2 млн. Можно легко посчитать общую сумму инвестиций.
- Чем обусловлен интерес инвесторов к мукомольному производству, ведь раньше их отпугивала низкая маржинальность этого бизнеса?
- К сожалению, интерес сторонних инвесторов к мукомольному производству отсутствует напрочь. Все осуществленные и планируемые инвестиции проводили или собственники имеющегося мукомольного и хлебного бизнеса, или зернотрейдеры, стремящиеся диверсифицировать направления деятельности. И все они, в основном, довольны результатами. Безусловно, мукомольный бизнес более затратный и менее маржинальный, чем, например, торговля зерном. Однако не стоит считать его малоинтересным. Теоретические расчеты и действительность сильно отличаются друг от друга, и это хорошо поняли те, кто впервые рискнул заняться переработкой зерна в промышленных объемах. 10-15-тонные мельницы не в счет, хотя и на них зарабатывают. В Украине большое количество устаревших предприятий, с многочисленным персоналом и большими производственными затратами до сих пор удерживают большую часть рынка. Новые технологии позволяют резко снизить численность персонала и потребление электроэнергии, что приводит к снижению себестоимости переработки и увеличению прибыльности. Для сравнения: на новой 350-тонной мельнице «Мовер Мил» работает 22 человека. Потребление электроэнергии на переработку 1 тонны пшеницы – около 75 кВт. На аналогичных мельницах старого образца, которые активно производят муку и до сих пор не обанкротились, персонала более 100 человек, а электроэнергии на 1 тонну пшеницы расходуется от 85 до 105 кВт. Несложно посчитать разницу в прибыльности…
- По данным Минагрополитики, с начала 2018/19 МГ экспорт украинской муки сократился почти на 40% (до 224,5 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего МГ. Как, по Вашим оценкам, изменились объемы экспорта муки из Украины?
- Я никогда не ориентируюсь на данные Минагрополитики, так как доверяю более надежным источникам, но это не меняет реалий. Экспорт украинской муки действительно не просто сократился – он обвалился.
Резкое снижение произошло в апреле 2018 года: после мартовских 41,3 тыс. тонн до 24,9 тыс. тонн. А в июле случился обвал – 16,8 тыс. тонн. С ноября положение несколько выправилось, и далее, после январского снижения, наметился хоть и небольшой, но стойкий рост экспортных отгрузок – до 33,1 тыс. тонн в марте 2019 года.
- С чем связано сокращение экспортных поставок?
- Задолго до апреля 2018 г. прогнозировался спад. По крайней мере, я и Родион Рыбчинский, директор ГС «Мукомолы Украины», неоднократно предупреждали о возможном снижении объемов экспорта. Это, конечно же, логистические проблемы, в первую очередь – «Укрзализныця», с постоянным повышением цен и проблемами с подвижным составом. И, в частности, из-за ориентирования на одну страну, куда уходило около 40% всех внешних отгрузок, – Северную Корею. Именно туда, через Китай, направлялось ежемесячно 13-19 тыс. тонн муки. И при этом практически не развивалось перспективное африканское направление.
Совершенно не учитывалось то, что в конце концов на это обратит внимание мукомольная отрасль РФ и мы просто не сможем конкурировать из-за логистических затрат. Так и произошло: после введения санкций в РФ обратили внимание на столь неприбыльный по сравнению с газом и нефтью продукт, как мука, и стали активно экспортировать в КНДР. И наш экспорт муки рухнул…
- Как и почему за последние 2 года изменилась география экспорта украинской муки? Назовите ТОП-5 стран – основных покупателей украинской муки. Какие рынки, по Вашим оценкам, наиболее перспективны для поставок украинской муки? Какой объем муки экспортирует Украина в текущем МГ?
- После резкого уменьшения отгрузок в КНДР наши мукомолы стали активно развивать новые рынки, в частности Ближнего Востока и субсахарной Африки. Понемногу начали возвращать утраченные позиции в Юго-Восточной Азии. По итогам 9 месяцев нынешнего МГ Северная Корея остается основным покупателем нашей муки с долей 19,67%, однако в абсолютных цифрах это около 41,4 тыс. тонн против 131,7 тыс. тонн годом ранее. И ежемесячное уменьшение доли в общем объеме экспорта. В марте 2019 г. – всего 10%.
Далее, по итогам 9 месяцев Палестина – 14,6%, Сингапур – 13,8%, Молдова – 12,2% и ОАЭ – 10,4%. Если объемы Палестины, Молдовы и Израиля стабильны в продолжении последних лет, то отгрузки в Сингапур и ОАЭ растут. В марте 2019 г. в ОАЭ было отгружено 5787 тонн, тогда как в КНДР – всего 3425 тонн.
Вернулся экспорт в Малайзию, Филиппины, Гану и Мьянму. Не останавливаются отгрузки по новым направлениям: Мадагаскар, Руанда, Кения, Габон и Того. Азиатские и африканские рынки являются самыми перспективными для нас.
Положительные изменения позволяют надеяться, что нынешний сезон мы закончим с 300 тыс. тонн экспорта.
Несмотря на мировое снижение цен на пшеницу и, соответственно, их снижение и в Украине, наши мукомолы смогли повысить среднюю экспортную цену на свою продукцию с 210 долл. США в июле 2018 г. до 249 в марте 2019 г.
Ну, и как всегда, март не был свободен от ценовых парадоксов: большинство экспортеров продавали муку высшего сорта в мешках, на условиях FCA по цене от 255 до 310 долл. за тонну. Но, как всегда, были исключения, которые появляются из месяца в месяц. И фигуранты одни и те же. Это «Энлиль», у которого есть одна небольшая отгрузка по цене 235 долл. США – 5,5% от месячного объема экспорта. И, как всегда, масса вопросов к ГПЗКУ и к тем, кто корпорацию контролирует: 2934 тонны муки высшего сорта, или 43% всего мартовского объема экспорта, было продано по цене 230 долл. США. Если перевести в гривню и прибавить НДС, то получаем цену внутреннюю. И она равна 7452 грн/т. С мешкотарой и затратами на экспортное оформление. В это же время минимальная цена на муку высшего сорта в Украине составляла 8400 грн/т (данные АПК-Информ).
Если корпорация на внутреннем рынке реализовывала в это время свою продукцию на 12% дешевле, то это вопрос к здравому смыслу и компетентности. Если же стоимость на внутреннем рынке была выше, а на экспорт отгружали по вышеприведенным ценам, то это уже совсем другое дело и другие вопросы. Такой интерес к подобным продажам обусловлен знанием реальной себестоимости переработки на мельницах ГПЗКУ, которая значительно выше, чем на мельницах иных крупных экспортеров. Да и вообще, выше, чем на всех частных мельницах Украины, которые не могут позволить себе постоянно работать в убыток, поэтому затраты мельницы не перекидывают на элеватор. И не имеют «мягкой подстилки» в виде китайского кредита. Однако довольно успешно экспортируют не один сезон.
- Известно, что Турция является крупнейшим игроком на мировом рынке муки. Какую долю от общего экспорта украинской муки отправляют за рубеж компании, имеющие турецкие корни, и какую долю – украинские компании? Изменилось ли это соотношение за последние годы? Как?
- В связи с некоторыми правительственными ограничениями на турецком рынке многие компании обращаются к нашим производителям за продукцией для выполнения собственных контрактов. Но нельзя говорить, что это турецкие корни наших компаний. На самом деле только одна компания принадлежит турецким предпринимателям, которые давно и успешно занимаются экспортом украинской муки, отрубей и зерна, не имея собственных производственных мощностей. В настоящее время строится элеватор, крытый склад и пункт грануляции отрубей, что позволит увеличить присутствие на рынке.
- Какие существуют препятствия для развития экспорта украинской муки (отсутствие корабельных отгрузок и т.д.)? Как их преодолеть?
- В первую очередь, мешает то, что многие производители не хотят менять подход к коммерческой деятельности. Т.е., проще говоря, не умеют торговать ни внутри страны, ни за ее пределами. Ведь, если посмотреть на ТОП-10 экспортеров, то мы увидим, что почти все много экспортирующие компании успешно торгуют и внутри страны. Александрийский «Агродар», никогда не торговавший мукой, запустив 300-тонную мельницу, менее чем за год вышел на 80% производительности. Вся продукция продается, а на 100% мощность не выходят, чтобы не снижать премиальную планку.
Очень немногие могут этим похвастаться.
Следующая проблема – логистика. Логистика вообще и имеющая имя собственное – «Укрзализныця». Об этом уже много сказано, так что не будем заострять на этой проблеме внимание.
Невозможность грузить крупнотоннажные корабельные партии – 10-12 тыс. тонн. Во-первых, ни одно предприятие не может за месяц сконцентрировать в порту такой объем самостоятельно. Во-вторых, никто не решится реализовывать такой объем за аккредитив.
Долго держался принцип «экспорт покупателя», когда импортеры искали товар, а не наоборот, как во всем мире. Потеря северокорейского рынка подвигла наших мукомолов на активную маркетинговую работу и поиск покупателей. И это уже дает свои результаты.
Нестабильное качество продукции, что обусловлено в том числе и устаревшим оборудованием на большинстве мельниц. Новые строятся или модернизируются старые, но это пока единичные случаи. Однако эти примеры показательны: практически всех, кто рискнул инвестировать в мукомольную отрасль и правильно поставить коммерческую работу, результат не заставил себя ждать.
Я думаю, что положительные примеры дадут толчок к массовой модернизации и новому строительству. И Украина не только вернет утраченные позиции, но и существенно увеличит свое присутствие на мировом рынке муки.
agrinews.com.ua