• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Голубое дело. Как в Закарпатье появились плантации голубики
    Опубликовано: 2018-12-27 15:40:27

    Несколько лет назад при помощи Укргазбанка в Закарпатье появились плантации голубики. Выращивание этой ягоды не только сулит хорошие барыши владелице бизнеса, но и помогает развитию местной громады. Ольга Прядко подготовила для издания Фокус материал об этом.


    В 2015 году в заброшенном саду бывшего колхоза в селе Великие Лучки недалеко от Мукачева вновь появились работники. Киевский предприниматель Наталья Пукшин решила разбить плантацию голубики на месте 100 га сада, превратившегося в непроходимые заросли. Так начала работу компания "Блу Беррі".

    Однажды во время поездки в Польшу Пукшин попробовала голубику и решила: такая ягода должна расти и в Украине. Обычно аграрии с осторожностью относятся к закладке промышленных плантаций новых ягод — ягодник требует больших инвестиций, а прибыль начинает приносить лишь спустя несколько лет. При этом проблематично предсказать спрос на ягоду, объёмы закладки плантаций конкурентами и ценовые тренды. Если повезёт, можно "озолотиться", но реально и прогореть.

    С идеей выращивать голубику Пукшин не ошиблась. Ещё четыре года назад в украинских супермаркетах продавалась лишь импортная ягода, её покупали очень мало. В основном — рестораны. Но благодаря моде на здоровый образ жизни сегодня голубика не менее популярна среди украинцев, чем малина или клубника. Покупателя можно найти без проблем. При этом цена на голубику гораздо выше, чем на традиционные для Украины ягоды.


    Цена ошибки


    Выбор на Закарпатье пал не случайно — это один из самых чистых регионов страны. А экологичность продукции — хорошее подспорье в продвижении продукта, который считается полезным суперфудом. Однако при поиске участка возникло немало юридических вопросов. Земля колхозного сада лет 20 как распаёвана между местными жителями. "У нас до сих пор идёт работа по заключению договоров. Уже сейчас их около 2 тыс.", — рассказывает предприниматель. Арендовать землю Пукшин старается на длительный срок, объясняя: голубика плодоносит около 40 лет.

    Цена ошибки при закладке плантации высока. Голубика начинает приносить хороший урожай примерно на 4-5-й год. Ягоду нужно сажать в подготовленный грунт, ей должно хватать солнечных лучей, но главное — влаги. Поэтому в "Блу Беррі" решили не надеяться на природу и каждый участок ягодной плантации закладывали вместе с системой капельного орошения. Предприниматель выбрала комбинированный вариант израильских и польских оросительных систем, монтировали капельный полив украинские специалисты.

    В этом году помимо систем капельного орошения выкопали оросительный канал, откуда берут воду для полива. Пукшин рассказывает, что раньше они использовали воду из близлежащей реки, но этой весной возникла проблема. Из-за обильных дождей в воде было много примесей, фильтры в системе забивались за 1,5-2 часа.

    "Оросительная система — дорогое удовольствие. Поэтому для закупки и монтажа привлекали кредитные средства", — рассказывает владелица плантации. Кредит в 4,5 млн грн в 2017 году предоставил Укргазбанк. Помимо прокладки систем орошения, этих денег хватило на закупку 44 тыс. голландских саженцев голубики для новой плантации. Несмотря на дороговизну проекта, предприниматель о привлечении кредита не жалеет. "В прошлом году у нас два месяца не было осадков, если бы не орошение, для молодых посадок засуха могла стать губительной", — поясняет Пукшин.

    Отдав с вырученной за урожай прибыли кредит, в этом году Пукшин заняла у банка ещё 10 млн грн. Средства пошли на закладку новых ягодников и пополнение парка техники. "Механической работы много. К примеру, в междурядьях нужно постоянно выкашивать траву", — рассказывает предприниматель и шутит, что косят как на лучших английских газонах: непрерывно. Но это не перфекционизм, а технологическая необходимость. Голубику в Закарпатье выращивают без применения ядохимикатов. Капризная ягода не любит агрохимию, кроме того, это требование международной сертификации безопасности пищевой продукции. "У нас 95 га голубики уже сертифицированы по системе GlobalGap. Мы взяли на себя обязательства выращивать качественную и безопасную для здоровья ягоду", — поясняет владелица "Блу Беррі".

    Предприниматель убеждена, что системный и взвешенный подход к бизнесу позволяет компании выполнять финансовые обязательства и развиваться. В 2018 году Пукшин прогнозирует прибыль "Блу Беррі" около 16 млн грн.


    Температура продаж


    Вырастить ягоду — это полдела. Нужно её доставить к потребителю. Просто загрузить продукцию в машину и привезти в точку продажи не получится. Голубика должна попадать к покупателю сладкой, упругой и не водянистой. Для этого её отправляют на реализацию уже на следующий день после сбора, в специальных машинах с холодильными камерами, где поддерживается стабильная температура. Более того, по горным дорогам Закарпатья авто может ехать со скоростью не выше 60 км/ч. "Если ехать быстрее, от тряски ягода может потерять характерный белый налёт", — поясняет Пукшин. Для транспортировки продукта компания нанимает перевозчиков, которые неукоснительно придерживаются выбранной схемы доставки.

    В "Блу Беррі" решили самостоятельно организовывать логистику после того, как в прошлом году к ним приехал заказчик на обычном легковом автомобиле. Ягода предназначалась для перепродажи. Покупателю отказали в отгрузке, понимая: с такой транспортировкой качество ягоды пострадает.

    Желание создать успешный ягодный бренд во многом определило выбор торговых партнёров. "Блу Беррі" сегодня поставляет голубику в 600 магазинов сети Fozzy Group, также налажено сотрудничество с сетями "Ашан" и Metro. У этих ретейлеров хорошие распределительные центры. Там есть соответствующие условиях хранения.

    Пока "Блу Беррі" работает с ягодой лишь в сезон: собрали и тут же на продажу. Голубики немного, поскольку плантации закладывали на протяжении трёх лет и на разных участках постепенно увеличивается урожайность. Так будет ещё 3-4 года. После этого ягодник выйдет на стабильные урожаи. Пукшин говорит, что к этому времени стоит рассмотреть, как минимум, вариант заморозки и переработки ягод. Тогда присутствовать на рынке компания сможет не только в летний сезон.

    Немаловажно и то, что грамотно построенный бизнес способен принести жизнь в депрессивные регионы. В селе, где расположены плантации "Блу Беррі", мало фермерских хозяйств. Благодаря Пукшин у местных жителей появилась возможность получить работу недалеко от дома. На сегодня в выращивании ягоды задействовано 175 человек. "90% наших работников — это местные. В киевском офисе работают всего несколько человек. Они занимаются в основном вопросами продажи", — говорит предприниматель. Владелица ягодной плантации убеждена, что диалог с местной громадой и человеческое отношение к работникам даёт возможность создать успешное предприятие. "Большинство из тех, кто у меня работает, родились в Закарпатье и хотят, чтоб их работа на родной земле была успешной", — рассказывает она.

    Пукшин считает, что, несмотря на сложности ведения бизнеса и нерешённые вопросы с мораторием на продажу земель, в Украине можно делать агропроекты, которые принесут не только прибыль, но и пользу обществу. Успех "Блу Беррі" — лучшее тому доказательство.

    У отечественного рынка переработки неплохие перспективы. Сейчас большая часть свежих и замороженных ягод отправляется на экспорт в Польшу, где их перерабатывают, а продукты переработки продаются дальше на Запад. Но производство и переработка ягод в Украине в большинстве случаев выгоднее, чем в той же Польше, которая считается одним из лидеров ягодного рынка Европы. Поэтому создание в Украине иностранных предприятий либо работа подрядчиком для европейских компаний имеет перспективы.

    В мире существует тренд на органическую продукцию, поэтому на внешних рынках готовы переплачивать до 30% за украинские ягоды. Но лишь 8% из них идут на экспорт, отчасти из-за отсутствия предложения ягод высокого класса, отчасти из-за рисков ведения бизнеса в Украине.

    Одним словом, высокая рентабельность как самих ягод, так и продуктов переработки — ключевой стимул для инвестиций в отрасль. Создание полного производственного цикла быстро окупается и приносит высокую прибыль. Но есть и препятствия — это нехватка инвестиций и рабочих рук, ведь украинцы гораздо больше получают, выполняя аналогичную работу в Польше.


    agrostory.com

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.