На заседании Президиума Национальной академии аграрных наук Украины рассмотрели Стратегию орошения и дренажа в Украине на период до 2030 года. Документ презентовал директор Института водных проблем и мелиорации Михаил Ромащенко.
Говоря о важности документа, президент НААН заявил, что документ определяет стратегические направления государственной политики в сфере орошения и дренажа и, при условии выполнения, обеспечит экосбалансированное развитие земледелия.
«Документ, во-первых, определяет роль орошения и дренажа как критически важную. Во-вторых, предусматривает интегрированное управление водными ресурсами по бассейновому принципу. В-третьих, предлагает отделить управление водными ресурсами от управления водной инфраструктурой», — заявил Ярослав Гадзало.
Реализация стратегии создаст дополнительное орошение на площади 1-1,2 млн га и дополнительное водорегулирование в зоне осушения на 1 млн га. За счет этого ожидается увеличение валового производства зерновых (≈8 млн тонн/год), технических (3,5 млн тонн/год) и плодовоовощных культур (11,0 млн тонн/год). «Общая стоимость дополнительной валовой продукции может достичь 135 млрд грн в год», — добавил Ярослав Гадзало.
Реализовать стратегию предлагается в три этапа. Первый (2019-2020 гг) предусматривает регулирование нормативно-правовой базы и создание объединений водопользователей (ОВП) — самоуправляющихся неприбыльных организаций, которые будут предоставлять услуги орошения и дренажа.
На втором этапе (2021-2024 гг) планируется разграничить полномочия органов власти в части формирования и реализации государственной политики в сфере орошения, расширить полномочия бассейновых советов, начать обновление водохозяйственного комплекса, ввести прозрачную и социально приемлемую систему тарифообразования.
Третий этап рассчитан на 2024-2030 годы. В этот период помимо прочего необходимо провести институциональную реформу управления водными ресурсами и мелиорацией земель, обеспечить нормальное функционирование Национального водного совета, бассейновых советов и управлений водными ресурсами, ОВП и их эффективного взаимодействия, реализовать целевые инвестиционные и инфраструктурные проекты.
Финансирование стратегии предусматривает привлечение средств государственного и местных бюджетов, водопользователей, субъектов сельскохозяйственной деятельности, инвесторов, средств международной технической помощи и международных фондов.
http://agropravda.com
agrinews.com.ua