В прошлом году экономика Турции показала сильный рост: ВВП вырос на 7,4% и составил $851 млрд. Внутренний спрос – увеличился на 7,1%; потребление – на 6,1%; инвестиции – на 7,3%. При этом инфляция вышла на 11,1% (см. диаграмму). Внешний долг составил 53,2% от ВВП, а международные резервы – $84,2 млрд. Внешнеторговый баланс был отрицательным (- $58,9 млрд.), но не превысил показателей 2013-2014 гг. Внешние обязательства Турции на 2018 финансовый год составляли $1,54 млрд.
Рост ВВП в 1-м квартале 2018 года был также на уровне 7,4% в годовом выражении за счет увеличения частного потребления и инвестиций. Но, начиная с марта, финансовые условия начали ужесточаться, дополняясь неблагоприятным для Турции развитием внешних отношений. По последним оценкам, рост ВВП страны прогнозируется на уровне 4,2-4,7% в 2018 г. и 3,5-4,0% - в 2019 г.
На сегодняшний день основные риски для экономики Турции лежат в двух сферах: валютно-финансовой и внешнеторговой, сообщают аналитики УкрАгроКонсалт.
С начала года лира потеряла по отношению к доллару США 40% своей стоимости, достигнув пика падения 13 августа: $1 = 6,96 лиры. В период августовского падения лиры правительство страны отреагировало рядом регулятивных мер для удержания курса и дальнейших потерь финансового рынка. Одновременно 15 августа было достигнуто соглашение о предоставление Катаром $15 млрд в виде инвестиционного пакета, средства которого будут направлены банкам и на финансовые рынки.
По экспертным оценкам, данные меры могут затормозить, но не остановить роста волатильности лиры в связи с тем, что они не затрагивают нескольких ее базовых причин: оттока капитала с рынков развивающихся стран в результате политики ФРС США на повышение базовой ставки, стремления центральной власти Турции в ручном режиме управлять центральным банком и обострения внешнеторговых отношений.
Так, лира упала на 20% против доллара США за один торговый день 10 августа после того, как президент Дональд Трамп объявил об удвоении тарифов на сталь и алюминий из Турции. Ответное повышение Турцией тарифов на американские товары, как ожидается, приведет только к дальнейшим внешнеторговым напряжениям и ухудшению деловой активности.
7 июня базовая ставка для внутренних заимствований повышена до 17,75%, инфляция в июле выросла в годовом выражении до 15,85% против 15,39% в июне, 12,15% в мае.
Заявление Р. Эрдогана о переходе Турции во внешнеторговых расчетах с Китаем, Ираном, Россией, Украиной на национальные валюты нереализуема в ближайший период как по политико-экономическим, так и чисто техническим причинам.
Макроэкономические достижения Турции сейчас проходят проверку неопределенностью ближайшего периода. Внутренние проблемы и ухудшающаяся геополитическая обстановка также могут негативно повлиять на экспорт, инвестиции и рост.
17 августа рейтинговое агентство Standard & Poor понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Турции в иностранной валюте до уровня «B +» и долгосрочный рейтинг в национальной валюте до «BB-», сообщает CNBC.
www.ukragroconsult.com
agrinews.com.ua