В минувшую пятницу Украинская ассоциация металлоторговцев (УАМ) в очередной раз выразила неудовлетворенность отношениями с отечественными метпроизводителями и заявила о намерении создать компанию — оператора оптовых закупок металлопродукции. По мнению экспертов, новая компания создается, во-первых, чтобы предотвратить экспансию на внутренний рынок иностранных метпроизводителей, а, во-вторых — чтобы упорядочить сам рынок металлопродукции.
По словам президента УАМ Андрея Федосеева, на сегодняшний день развитие отечественной металлоторговли останавливает «невозможность для большого круга торговцев покупать металл на заводах напрямую, отсутствие долгосрочных договоров между производителями и потребителями, необходимость внесения 100%-ной предоплаты за товар, большие сроки поставок продукции, а также непрозрачность тендеров, проводимых как коммерческими, так и государственными структурами». Иными словами, металлоторговцы в очередной раз констатировали усложненность и в то же время неразвитость отношений между метпроизводителями и металлотрейдерами (многоуровневые и непрозрачные цепочки посредников), от которой страдают в первую очередь отечественные потребители металлопродукции.
Такие заявления президента УАМ могли бы быть расценены только как проявление енности ситуацией в сфере металлоторговли, если бы не одно очевидное обстоятельство. Дело в том, как констатировал несколько ранее г-н Федосеев, на фоне падения спроса на внешних рынках, с одной стороны, и снижения контоспособности отечественной металлопродукции с другой, импортный товар становится дешевле украинского. И, по информации президента УАМ, этим не замедлили воспользоваться иностранные метпроизводители, чьей интервенции на внутренний рынок следует ожидать в самое ближайшее время. В частности, крупнейший европейский производитель металла компания Arcelor уже разослала анкеты всем ам ассоциации металлоторговцев «и открытым текстом подтвердила свою заинтересованность в контактах на украинском рынке». Таким образом, г-н Федосеев подчеркнул, что, вынужденные отступать на внешних рынках, отечественные метпроизводители рискуют потерять значительную долю и рынка внутреннего.
По его словам, огромное преимущество крупных иностранных производителей — в более высокой культуре отношений с украинскими металлоторговцами. Отсутствие таковой у отечественных производителей может стать еще одной причиной возможного вытеснения отечественной металлопродукции с внутреннего рынка. Как полагает г-н Федосеев, если отечественные метпроизводители не спохватятся, «они, в случае обвала внешних рынков, полностью утратят пути назад».
Безусловно, доводы г-на Федосеева вызваны не только заботой о рынках сбыта отечественных металлопроизводителей, они связаны и со спецификой самого внутреннего рынка металлопродукции. Примерно месяц назад он заявил, что «отношения металлоторговцев с производителями осложняются вмешательством крупных трейдеров и политических партий», а это, в свою очередь, влечет за собой подоание металлопроката. Естественно, председатель УАМ не назвал ни тех, ни других, однако вполне очевидно, что если какие-то силы и контролируют внутренний рынок металлопродукции, то это, к сожалению, никак не УАМ — объединение, созданное именно с этой целью.
Выход из положения руководство УАМ видит в создании компании — оператора оптовых закупок металлопродукции, которая и призвана «гармонизировать» отношения производителей и потребителей металла. Как считает г-н Федосеев, «производитель получит таким образом надежного долгосрочного партнера и гарантированные большие объемы продаж, а металлоторговцы — доступ к большому ассортименту с минимальной наценкой». Наряду с этим президент УАМ считает необходимым внедрить «систему квалифицирования металлотрейдеров», что сделает рынок более прозрачным и для его участников, и для государства.
Все это означает, что трейдеры истосковались по цивилизованным правилам ы и готовы что-то делать, чтобы понемногу упорядочивать рынок. Как отмечают аналитики, в вымывании с рынка структур-однодневок заинтересованы как потребители, так и производители, не говоря уже о профессиональных трейдерах, влияние которых в таком случае возрастет. Между тем, по словам трейдеров, на сегодня оптовая компания — не более чем идея, которая объединит энтузиастов из числа заинтересованных юридических лиц.
Елена Герасимова,
ELCOMART.NEWS
(e-news
agrinews.com.ua