Традиционно сильный агропромышленный комплекс всегда был одним из основных источников привлечения валюты и инвестиций в страну. На протяжении многих лет торговля зерновыми была стратегической отраслью для Украины, но чем дальше, тем всё больше проблем испытывают крупные игроки рынка. Несмотря на крупные инвестиции в возведение новых элеваторов и создание перевалочных мощностей, украинское зерно теряет конкурнетоспособность и качество. Во-первых, использование морально устаревшего, высокоэнергоёмкого оборудования с низкой эффективностью в перегрузочных терминалах портов даёт колоссальные потери зерна ежегодно: в пункте перевалки мощностью более 2 млн. тонн совокупные потери доходят до 3 тыс. тонн в год. Во-вторых, отсутствие современных систем вентиляции и нетравмоопасных для зерна способов погрузки и разгрузки ощутимо ухудшают его качество.
Вторым фронтом проблем является зерновая логистика. По оценкам Олега Нивьевского, советника Всемирного банка по аграрным вопросам, индустрия требует инвестиций порядка 2,7 миллиарда долларов в модернизацию речного и железнодорожного транспорта, а также создание необходимого количества современных элеваторов. Действительно, обе отрасли практически не имеют современных средств для транспортировки зерна: почти весь парк зерновозов "Укрзализныци" ездит на честном слове и требует капитального ремонта, в то время как у речного флота попросту нет адекватного количества флота с крытыми трюмами для перевозки зерна.
Кроме всего прочего, логистика составляет до 40% цены на украинское зерно, когда в США и Франции этот показательно равен 10%. Страшно представить, насколько конкурентной была бы продукция АПК Украины, добейся наши производители такого же соотношения затрат на доставку к цене на готовую продукцию. Таких показателей можно добиться благодаря внедрению новых технологий хранения и перевалки зерна, а также развивая способы его доставки в порты. По расчётам Нивьевского, требуется порядка 2,7 млрд долларов на приведение отрасли к нормальному состоянию:
-
$570 млн в развитие речных перевозок зерна, что позволит перевозить на 7 млн. тонн больше зерна по рекам и каналам.
-
$640 млн на модернизацию железной дороги и подвижного состава для зерноперевозок - это даст возможность обслуживать на 10 млн тонн больше экспорта.
-
$1,5 млрд на возведение новых элеваторов, что позволит увеличить мощности по хранению зерновых на целых 6,4 млн тонн.
Все инвестиции обладают довольно высокой прибыльностью. По оценкам Всемирного банка, инвестиции в транспортную инфраструктуру будут иметь прибыльность в 21-22%, а в строительство элеваторных комплексов - 24%, что вполне может заинтересовать потенциальных западных инвесторов. Более подробно о процессе доставки зерна и цены на перевозку зерновых можно узнать здесь: http://goodlogistics.com.ua/perevozka-zernovyh
agrinews.com.ua