Украинская сельскохозяйственная действительность состоит из парадоксов. Один из них – страна производит едва ли не самые большие в мире объемы зерновых и технических культур и, вместе с тем, демонстрирует почти полное игнорирование агрострахования.
В цивилизованном мире, подчеркнула во время круглого стола, который 8 июля состоялся в Кировограде, эксперт IFC Татьяна Бривко, подобное не практикуется. В США, Канаде и странах Евросоюза агрострахование уже давно стало неотъемлемой частью агропроизводства. Поэтому здесь страховщики для фермеров превратились в надежных партнеров по бизнесу.
Не удивительно, что сельское хозяйство этих стран развивается по восходящей. И это в условиях, когда природно-климатические катаклизмы в последнее время так зачастили, что уже многими американцами, канадцами и европейцами воспринимаются едва ли не нормой жизни.
Похоже на то, что мы тоже адаптировались к погодным капризам и поэтому в большинстве своем не обращаем на них внимания. Или стараемся делать вид, что ничего сверхъестественного вокруг нас не происходит. И не потому, что действуем по известному принципу – у природы нет плохой погоды. В данном случае работает другое и давно апробированное правило – погода не улучшится от того, что мы будем постоянно на нее жаловаться.
Ладно, если бы так думали только горожане, а то ведь подобные мысли все чаще появляются и у сельских жителей. В том числе, и у тех, кто занят в сельскохозяйственном производстве.
Причин такого неоправданного оптимизма немало. Татьяна Бривко обратила внимание лишь на две из них. Первая кроется в постоянном желании аграриев ужаться во всем. А вторая объясняется еще проще – они вынуждены на всем экономить из-за острой нехватки денег. В условиях, когда неустанно дорожает и сельхозтехника, и запчасти к ней, и горюче-смазочные материалы, и сельхозхимия выпускать из рук уже заработанные гривны очень не хочется.
Поэтому сельхозпроизводители об агростраховании думают в последнюю очередь. Но государство и коммерческие банки все же заставляют их о нем вспоминать. Происходит это тогда, когда аграрии желают поучаствовать в госпрограмме, предполагающей подписание форвардных контрактов на сельхозпродукцию, или когда возникает острая необходимость в кредитах. Тогда им чиновники и банкиры в один голос говорят – вы сначала застрахуйте свои посевы и только затем со своими вопросами и предложениями приходите к нам.
Добровольное агрострахование потому и называется добровольным, что не предполагает давления со стороны. А вот с таким страхованием у нас не сложилось или почти не сложилось. Мы имеем настолько низкие показатели, что обращаем на них внимание только в том случае, если к ним внимательно присмотреться.
Официальная статистика подтверждает это. В прошлом году было застраховано без малого 0,9 млн. га. И это притом, что всего в стране обрабатывается около 40 млн. га.
Лидерские позиции в агростраховании за собой прочно удерживает Полтавская область. В 2013 году посевы здесь были застрахованы на 113,8 тыс. га. Далее с существенным отставанием идут Винницкая область - 69,6 тыс. га, Днепропетровская - 65,3 тыс. га, Львовская - 59,8 тыс. га, Кировоградская - 58,3 тыс. га.
Среди лидеров агрострахового соревнования отсутствуют такие развитые в аграрном отношении области, как Херсонская (46,2 тыс. га), Николаевская (34,2 тыс. га), Черкасская (22,2 тыс. га). Показатель же Одесской области, в которой сосредоточены едва ли не самые большие в стране площади зерновых культур, и вовсе удручает. Здесь он не дотягивает даже до 9 тыс. га.
То, что у сельхозпроизводителей минимум денег, – это еще полбеды. Другая проблема кроется в дороговизне агростраховых услуг. Желание страховщиков за счет высоких тарифов поддержать свой бизнес на плаву сельхозпроизводители понимают, но при этом говорят – вы и нам дайте возможность заработать. А когда игра идет лишь в одни ворота, это уже не партнерские отношения, к установлению которых всегда нужно стремиться, а футбольный матч на чемпионате мира между сборными Германии и Бразилии, по окончании которого немцы ликовали, а кудесники мяча даже не пытались спрятать своего отчаяния.
На этом обстоятельстве во время кировоградского круглого стола акцентировала внимание финансовый менеджер ООО «УкрАгроКом» Виктория Могила. Предприятие это крепкое, обрабатывает более 70 тыс. га и потому по всем меркам относится к разряду агрохолдингов, но даже оно из-за дороговизны агрострахования пытается не замечать его.
На самом деле упреков в адрес страховщиков в исполнении Виктории Могилы прозвучало немало. Вот один из них: «Почему-то со страхованием техники вопросов не возникает. Все понимают условия страхования и то, как идут выплаты. Но в агростраховании такого понимания нет». Потому что нет достаточной прозрачности, страховщики пытаются навязать аграриям свои условия, не предлагают им индивидуальных программ, даже если за это предлагаются дополнительные деньги.
Еще одно предложение Виктории Могилы – пора страховщикам обратить внимание и на животноводство. Сейчас эта отрасль превращается в перспективную. Дело не только в том, что она уже начинает демонстрировать динамику роста. Такие хозяйства, как «УкрАгроКом» делают ставку на высокопродуктивных и потому дорогих по стоимости коров.
«С животными вообще проблемы, - сказала Виктория Могила. – У нас есть огромный молочно-товарный комплекс. Наше стадо превышает 4 тыс. коров. Они очень дорогие. Мы их привезли из Франции, Канады, Венгрии. Стоимость одной коровы более 3 тыс. долларов. И мы, естественно, хотим их застраховать. Но страховщики пытаются застраховать только большие стада, а мы заинтересованы в том, чтобы они страховали и по 5-10 коров».
Своим видением проблем и способов их решения поделился и представитель агрострахового рынка – начальник Управления агрострахования ЧАО «Украинская аграрно-страховая компания» Николай Стецюк. Он согласился, что агрострахование – дорогое удовольствие, но при этом отметил, что гарантия бизнесовой выживаемости всегда стоит недешево.
Николай Стецюк сослался на опыт своей компании. Ей предстоит перечислить на счет одного из сельхозпредприятий Николаевской области 400 тыс. грн. Понятно, что это не благотворительный взнос. Все намного проще - УАСК таким образом выполняет свои обязательства перед клиентом за убытки, понесенные им вследствие массовой гибели посевов озимого ячменя и озимой пшеницы.
«Такой ледяной корки, какая на Николаевщине наблюдалась этой зимой, - объяснил ситуацию Николай Стецюк, - вы еще не видели. Она было очень толстой, такой, что ее не выдерживали не только электропровода, но и электроопоры».
Недавно тревожный сигнал поступил из Житомирской области. В одном из хозяйств град выбил пшеницу на 250 га. «И выбил так, что, говорят, собирать уже нечего». По подсчетам Николая Стецюка, страховое возмещение может составить около 800 тыс. грн.
По данным генерального директора Агрострахового пула Виталия Самарского, в прошлом году компаниями, входящими в состав этого страхового объединения, было выплачено 10 млн. компенсационных гривен. Отсюда вывод – «обязательно нужно страховаться».
Это не единственная фраза Виталия Самарского, на которую живо отреагировала аудитория. Присутствующие также внимательно выслушали в его исполнении информацию об особенностях предложенного к обсуждению общественности проекта Концепции развития системы страхования сельскохозяйственной продукции в Украине. Этот документ при содействии специалистов Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине» был разработан Агростраховым пулом.
«Ныне в стране отсутствует эффективная система агрострахования, - отметил Виталий Самарский. – Разработанный нами проект агростраховой Концепции предлагает ее построить». Никто не говорит, что это произойдет мгновенно. Главное – знать, в каком направлении двигаться и какие действия на том или ином этапе предпринимать, постепенно продвигаясь к цели.
Базовый принцип Концепции, по словам Виталия Самарского, состоит в объединении усилий всех участников агрострахового процесса – сельхозпроизводителей, страховщиков, объединенных в Пул, и государства. Создаваемая система не заработает, если интересы хоть одной из этих сторон не будут учтены в полной мере.
Задача будущей Концепции – поднять отечественное агрострахование до мирового уровня. Для этого есть все возможности: в значительной степени сформирована законодательная база, созданы стандартные страховые продукты, в работу запущены унифицированные договора страхования.
И это еще не все. К работе приступили 32 сюрвейера, как их принято называть в мировой агростраховой среде. Будучи независимыми экспертами, они призваны брать посевы на агрострахование.
Еще одно достижение отечественных страховщиков, объединенных Агростраховым пулом, - половину взятых на себя рисков они передают на перестрахование известной швейцарской компании Swiss Re, что является необходимым условием предоставления качественного агрострахования и гарантирования выплат сельхозпроизводителю в случае наступления рискового случая. Виталий Самарский признался, что было желание передать ей на перестрахование большую часть ответственности, но не получилось. Зарубежный партнер свой отказ объяснил так - при таком раскладе вы перестанете заботиться о качестве собственного агрострахования. Тогда от него пострадают и украинские сельхозпроизводители, и мы сами.
Свою задачу Агростраховой пул видит в том, чтобы привнести культуру современного агрострахования в агропроизводство, обеспечить ему надежное страховое покрытие, чтобы сельхозпроизводители в будущем страховались не по банковскому или государственному принуждению, а добровольно, видя в страховщиках надежных партнеров по бизнесу. Для этого, отметил Виталий Самарский, и разрабатывался проект агростраховой Концепции.
Роман НЕЧИПОРУК,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»