Привыборе профессии мало кто задумывается о профессиональныех заболеваниях, которыми страдает каждый трудящийся человек, пишет sunhome.
Кроме традиционно вредных профессий, опасными для здоровья оказываются и престижные должности начальника отдела, бухгалтера, актера и сотрудника туриндустрии. Хуже всего то, что работодатели не так уж и сильно заинтересованы в здоровье своих сотрудников. Еще бы, ведь до сих пор считается, что о здоровье офисным сотрудникам заботиться не надо – не на шахте же работают. Ситуацию усугубляет практически полное отсутствие контроля: инспекции чисто физически не могут регулярно проверять все 5,5 млн. предприятий страны.
Ежегодно в России по причинам, связанным с вредными и опасными производственными факторами, умирают 180 тыс. человек. В Москве самыми вредными для здоровья отраслями считаются строительство, железная дорога, торговые и охранные предприятия. Впрочем, по данным медиков, клерки страдают едва ли не больше сотрудников вредных производств. Просто соответствующую статистику никто не ведет. Прослеживается любопытная тенденция: самые распространенные профессиональные заболевания таковыми не признаются ни законодательством, ни медицинскими документами.
Агентство недвижимости
Эксперты убеждены: опаснее всего для здоровья горожанина, в какой бы сфере он ни работал, – гиподинамия. В группе риска практически все. По данным врачей, от последствий малоподвижного образа жизни умирают сотни тысяч человек ежегодно. «Нормальному человеку необходимо хотя бы три-четыре раза в неделю интенсивно двигаться, например, на занятиях в спортзале, ежедневно ходить быстрым шагом хотя бы по 40 минут, – рассказал «НИ» консультант Открытого института здоровья населения доктор медицинских наук Кирилл Данишевский. – А посмотрите, как у нас проходит рабочий день: постоянно в сидячем или стоячем положении. Езда в общественном транспорте только утомляет, а нужной нагрузки не дает. Между тем гиподинамия не такое уж и безобидное заболевание. Малоподвижные люди страдают ожирением, у них проблемы с сердечно-сосудистой системой, но что самое опасное – гиподинамию нельзя вылечить лекарствами. Только движением».
«Комок нервов» в галстуке
На втором месте в своеобразном рейтинге профессиональных заболеваний эксперты ставят стресс. Так, по данным соцопроса компании SuperJob, самой нервной профессией считается журналистика.
На второе место респонденты поставили кадровиков и маркетологов. Повышенную нервозность испытывают также руководители предприятий и бухгалтеры. Эксперты, впрочем, считают, что возглавлять этот рейтинг должны другие профессии. «О проблемах со здоровьем из-за стресса постоянно заявляют риелторы, это, наверное, самая нервная профессия из всех, – пояснила «НИ» корпоративный психолог Елена Добробабенко. – Они работают с большими суммами денег и часто вынуждены общаться с не всегда приятными людьми. На второе место я бы поставила работу специалиста в области PR. Им часто приходится сталкиваться с негативным отношением, отказами. Смело назвать стресс своей профессиональной болезнью могут преподаватели и вообще люди, работающие с детьми».
Постоянные стрессы чреваты не только «безобидной» депрессией, убеждены эксперты. «56% москвичей умирают от болезней системы кровообращения, – рассказала «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова. – Ежегодно от острого инфаркта миокарда и сердечной недостаточности погибает 10 тыс. горожан. Приблизительно столько же – от нарушения мозгового кровообращения. 12-часовой рабочий день, хронический недосып, нехватка отдыха, отсутствие занятий спортом, напряженная работа перед компьютером в плохо вентилируемых помещениях, хроническая усталость – ситуация, типичная практически для каждого менеджера. И как результат – эта печальная статистика».
Любопытно, но, по словам секретаря Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Виталия Трумеля, законодательство и медицинские документы не рассматривают стресс как один из источников опасности. Поэтому профсоюзы взяли на себя инициативу и разработали концепцию «О стрессе на рабочем месте». Впрочем, признают ли официально нервное перенапряжение профессиональной болезнью, неизвестно.
Редко кто борется со стрессом, молотя боксерскую грушу или приняв позу лотоса в спортзале. Подавляющее большинство горожан, особенно занимающих руководящие должности, предпочитают справляться с нервным перенапряжением старым добрым способом – рюмкой и. Врачи говорят даже об отдельном заболевании – рабочем изме или изм выходного дня. Офисные работники всю неделю ждут пятницы, но не для того, чтобы провести выходные с семьей, а чтобы опрокинуть несколько стаканчиков спиртного в кругу коллег или друзей. Недаром именно вечер пятницы считается самым прибыльным временем для баров, кафе или винных магазинов. Причем, как выяснили британские ученые, измом выходного дня чаще страдают хорошо образованные и высоко оплачиваемые специалисты. «Профессионально выают не только руководители крупных компаний или клерки, – пояснил «НИ» Кирилл Данишевский. – Прикладываются к бутылке по долгу службы и актеры».
Наряду с профессиональным измом работающие москвичи страдают и от профессионального ия. «Больше всего «достается» сотрудникам индустрии развлечений, – пояснил «НИ» Кирилл Данишевский. – Пассивное ие в закрытых помещениях убивает больше официантов и сотрудников гостиниц, чем выбросы химических производств – сотрудников этих производств. Шахтерам, например, при таком уровне вреда для легких давно был положен не ресор, а противогаз». Страдают и уши барменов, особенно если речь идет о работе в шумном молодежном клубе. И если тем, кто имеет дело, например, с отбойными молотками, положены индивидуальные средства защиты, то официанткам специальные шумоизолирующие наушники никто предлагать не спешит.
Впрочем, легкие и бронхи горожан, никогда не работавших официантами или барменами, здоровыми назвать все равно нельзя. Например, ремонтные рабочие вынуждены дышать цементной пылью, обслуживающие пескоструйные машины – песком. Однако заболевания органов дыхания встречаются не только у работников вредных производств. Воспаление легких стало профессиональным заболеванием и офисных служащих. Причина проста – они долгое время находятся в помещении с кондиционером. От сухого воздуха слизистая находится в постоянно раздраженном состоянии, а уж итог посиделок прямо под кондиционером известен всем – в лучшем случае легкая простуда.
Удар ниже пояса
Медики выделяют еще одну группу профессиональных недугов: проблемы с о-двигательным аппаратом. Так, для водителей общественного транспорта, да и просто автомобилистов характерны радикулиты, грыжи позвоночника. Но намного чаще встречается варикозное расширение вен, которое может возникнуть или развиться при неблагоприятных условиях труда.
Эксперты ВОЗ включили варикозное расширение вен в список недугов цивилизации, а кардиологи отнесли к факторам риска, при некоторых обстоятельствах представляющим непосредственную угрозу для жизни. У врачей появился даже специальный термин: компьютерный варикоз. Проводящие много времени на стуле бухгалтеры, программисты, диспетчеры и редакторы, особенно если они любят сидеть «нога на ногу», почти наверняка знают о варикозе не понаслышке. Не добавляет здоровья и строгий дресс-код: от каблуков ноги часто отекают. В группу риска также входят представители «стоячих» профессий – парикмахеры, учителя, продавцы и официанты. «У нас двухэтажное заведение, так что каждые несколько минут приходится подниматься и спускаться по лестнице, – рассказала «НИ» официантка Татьяна Савельева. – Из-за этого ноги ужасно болят, к тому же я часто натираю мозоли. Если клиентов мало, то присесть все равно нельзя – политика кафе».
Проще откупиться
Эксперты отмечают, что число профессиональных заболеваний за последние 20 лет снизилось на 25%. Парадоксально, считают эксперты, ведь многие работодатели по-прежнему занимаются охраной здоровья сотрудников только после нагоняя «сверху». «Недобросовестных работодателей государство не одергивает. Инспекция по труду не выполняет своих прямых обязанностей. В реальности инспекция работает только по письменным жалобам от рабочих, а вместо выездных проверок она часто вызывает работодателей к себе и улаживает с ними проблему. Так что на деле травматизм растет», – считает председатель федерации профсоюзов России Сер Ковалев.
По данным заместителя министра здравоохранения и социального развития Александра Сафонова, за последние пять лет в стране зарегистрировано более 44 тыс. случаев профессиональных заболеваний, а уровень смертельного травматизма составляет 12 случаев на 100 тыс. работающих граждан, что в разы выше, чем в США и странах ЕС. Эксперты считают, что такие цифры закономерны: за десять лет стремительно сократилось число медсанчастей на производстве. Если раньше медицина была приближена к предприятию, то теперь ее передали муниципальным учреждениям, где специалистам порой некогда заниматься работниками, потому что они и так перегружены. «Власти предпочитают не заниматься профилактикой, а просто откупаться от потерявшего здоровье на производстве человека», – считает юрист Центра социально-трудовых прав Анна Гвоздицкая.
ПРОФЗАБОЛЕВАНИЯ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ УКРАИНЫ
На Украине ежегодно около 20 тыс. человек получают травму на производстве, причем каждый десятый случай, как правило, смертельный. Только в 2007 году в результате травм, полученных на рабочем месте, погибли более 1 тыс. человек. Число людей, страдающих профзаболеваниями, ежегодно увеличивается почти на 7 тыс. Эксперты прогнозируют, что к 2015 году трудовой потенциал Украины сократится как минимум на 25%. И не последняя причина этого – плохо налаженная система охраны труда. Федерация работодателей Украины предлагает создать Национальный консалтинговый центр по вопросам безопасных и достойных условий труда, на базе которого будут готовить специалистов в этой сфере. Федерация также предлагает объединить разрозненные ныне ведомственные инспекции труда в Единую инспекцию. Впрочем, инициативы работодателей не встречают энтузиазма со стороны украинских властей.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев
В ШВЕЦИИ НА ДОСРОЧНУЮ ПЕНСИЮ ОТПРАВЛЯЮТ ДАЖЕ ЛЕНТЯЕВ
Швеция – рай для жертв профессиональных заболеваний. На длительный больничный, плавно переходящий в досрочную пенсию, может уйти кто угодно – от столяра, у которого начались проблемы с суставами, до сшегося парламентария (изм среди народных избранников – одна из модных тем, обсуждающихся в местных СМИ). Швеция, вероятно, единственная страна в мире, где к числу профессиональных болезней относится так называемая хроническая усталость. Диагностировать это заболевание невозможно, приходится доверять описанию пациента: «Не могу заставить себя утром подняться и идти на службу, все время хочу спать, часто болит голова». Львиная доля обладателей этого диагноза – малообразованные женщины, занимающиеся неквалифицированным трудом, который не приносит ни радости, ни денег. Среди них встречаются даже двадцатилетние. В итоге почти полмиллиона шведов (это около 7% населения в трудоспособном возрасте) получают досрочную пенсию по инвалидности. Содержание этих людей обходится государству почти в 5 млрд. евро ежегодно. Это неудивительно, ведь минимальный размер пенсии для человека с коротким трудовым стажем и низкой зарплатой составляет около 1 тыс. евро в месяц. При этом страховая касса обязана доплачивать за жилье, так чтобы на прочие расходы у человека оставалось не менее 400 евро в месяц. Сейчас правительство пытается «активизировать» тысячи молодых и полных сил досрочных пенсионеров, пытаясь вернуть их на рабочий рынок. Врачебные комиссии обязаны периодически вызывать «на ковер» инвалидов с физическими или психическими расстройствами, выясняя, не «отдохнули» ли они за годы безделья. Пока эти меры ожидаемого эффекта не принесли. Эксперты объясняют это тем, что многие «досрочники» успели приобрести новое психическое расстройство: страх труда.
E-NEWS
agrinews.com.ua