В конце марта украинских автолюбителей ожидал неприятный сюрприз: буквально за одну ночь с 20 марта на 21 марта цены на бензин подскочили на 40 копеек. Да и позже повышение цен не остановилось. Психологический рубеж в 8 гривен был успешно преодолен украинскими трейдерами. В стране должна вот-вот начаться посевная, а цены на топливо "кусаются". Такая ситуация грозит не столько срывом посевной, сколько подорожанием урожая. Обеспокоенность ситуацией уже выразил президент Украины. На совещании с вице-премьер-министром Виктором Слаутой и министром АПК Николаем Присяжнюком Виктор Янукович сказал о необходимости подписания меморандума между владельцами отечественных нефтеперерабатывающих заводов, импортерами нефти и правительства. "Мы должны использовать все возможности, чтобы поднять уровень производства в АПК, чтобы те, кто работает в селе, почувствовали – государство о них заботится", - сказал президент. Именно поэтому Януковича и беспокоит рост цен на топливо накануне посевной.
Предпосылки "большого скачка"
Чем же вызван такой скачок цен на бензин в Украине? Украинские трейдеры кивают на мировое повышение цен на нефть. "Мы подняли цены на бензин в соответствии с тенденциями роста на рынке", - говорят в пресс-службе "Лукойла". Действительно, в Европе и США бензин дорожает. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, в США уже не раз говорилось о низких запасах топлива в резерве. Во-вторых, потеря доллара в стоимости. Все это привело к тому, что баррель нефти сорта Brent стоил 78,7 долларов. И эксперты говорят о том, что это еще не предел. Если и дальше доллар будет демонстрировать тенденцию к снижению, а в самих США не наполнят резерв, нефть может перевалить за отметку в 90 долларов за баррель. Все это привело к подорожанию топлива в Европе, а как следствие - и в Украине. Многие трейдеры даже заговорили об альтернативе европейским поставкам топлива. В качестве нового поставщика топлива для украинского потребителя рассматривается такое среднеазиатское государство, как Казахстан. Однако казахи рассматриваются как поставщики дизтоплива и низкооктановых бензинов. В то время как бензин высшего качества по-прежнему безальтернативно поставляется из Европы. Безусловно, Украина и сама имеет нефтеперерабатывающие заводы, которые могут производить бензин. Но и они зависят от цены на нефть на мировом рынке. Казалось бы, мартовское повышение цен на бензин и дизтопливо вполне можно обосновать мировыми тенденциями. Однако есть несколько нюансов. Во-первых, украинские трейдеры постоянно плавно повышали стоимость топлива, приводя ее таким образом в соответствие с ценами на нефть и нефтепродукты. Таким образом, разговоры о том, что внезапный скачок цен – это ответ на общемировые тенденции по меньшей мере полуправда. Во-вторых, во второй декаде марта цены на нефть не только не демонстрировали резкого роста, но и наоборот – снижались. Так, 24 марта в связи с опасениями инвесторов, связанными с финансовыми проблемами Греции и Португалии, а кроме того – укрепления курса доллара США по отношению к евро цены на нефть на мировом рынке существенно снизились. Так, баррель нефти сорта Brent на Лондонской бирже ICE потерял в цене 1,08 доллара и стал стоить 79,62 доллара. Отчего же украинские трейдеры не реагируют на мировые тенденции? Или им выгодно реагировать лишь на мировое повышение цен на нефть, а понижение – у не замечать?
Такая ситуация с ценами на топливо в Украине – сговор трейдеров. В этом уверена как украинская власть, так и оппозиция. "За резким ростом цены нефтепродуктов может быть скрыто желание нефтетрейдеров заработать на традиционном росте спроса на топливо в весенне-летний период", - сказал депутат от НУНС Василий Петевка. По его мнению, на мировых рынках в последнее время не наблюдается существенного роста цен на нефть, а с другой стороны – нет ослабления курса гривны. Наоборот, она подросла в цене. По мнению Петевки, такая политика трейдеров - это не только попытка в очередной раз получить существенную прибыль, но проверить украинскую власть на прочность. Тем более, последняя сейчас вовсю занята кадровыми вопросами, а значит, теоретически, могла бы попросту пропустить мимо внимания рост цен на топливо. "Антимонопольный комитет должен немедленно начать расследование скачка цены нефтепродуктов на отечественных АЗС. Есть все основания утверждать, что рост цены бензина и дизтоплива в среднем на 30 копеек стало результатом согласованных действий операторов рынка", - считает "нунсовец".
Правительство, вопреки ожиданиям трейдером, не "проспало" такой вопрос, как повышение цен на топливо. И если украинский президент выразил свою енность произошедшим, то руководство Антимонопольного комитета Украины не стало ждать дальнейших распоряжений главы государства или вмешательства правительства, а 25 марта дило дело в отношении 15 нефтетрейдеров по признакам согласованных действий по повышению цен на безин и дизтопливо на розничном рынке Украины. Днем ранее, и.о. председателя АМКУ Александр Мельниченко сказал: "С целью выработки единой политики в сфере нефтепродуктов, я имел разговор с министром топлива и энергетики Юрием Бойко. Мы договариваемся с ним про координацию дальнейших действий". А это значит, что украинским трейдерам следует готовится к санкциям не только от АМКУ.
Украинские потребители уже передали свой "пламенный привет" продавцам топлива. В феврале потребление бензина, через сеть украинских АЗС сократилось на 11% по сравнению с предыдущим годом. "Большой мартовский скачок" вряд ли стимулирует автолюбителей Украины менять сложившуюся тенденцию. А значит и в марте, несмотря на начала весенне-летнего сезона, не следует ожидать роста потребления бензина через сеть АЗС по сравнению с прошлым годом.
Ответят за бензин
Как же дальше будут развиваться события в отношении цен на бензин в Украине? Вполне прогнозируема жесткая реакция правительства на действия трейдеров. И одного ждения дел Антимонопольным комитетом будет явно мало. "В ближайшие дни доформируется кадровый состав Минтопэнерго, в том числе и экспертно-аналитической группы, которая следит за ценами, после чего мы изучим этот вопрос", - сообщил "Коммерсанту" высокопоставленный источник в Министерстве топлива и энергетики. Кроме того, очевидно, что цена на бензин влияет и на другие цены в потребительской корзине рядового украинца. Президент Янукович, предвыборными лозунгами которого были "Украина для людей" и "Улучшение жизни уже сегодня", вряд ли оценит такой вот "подарок" от продавцов и производителей топлива. Правительство, в свою очередь, получило прекрасный шанс продемонстрировать населению нашей страны, что оно заботится об украинских гражданах. А глава Минтопэнерго Юрий Бойко сможет показать, что работает в интересах страны, а не какой-либо группы влияния в Партии регионов.
Украинские потребители будут "голосовать кошельком". И тут крупнейшим продавцам топлива придется несладко: их розничные сети вполне прогнозировано не досчитаются многих покупателей. А народ перейдет на "серое топливо" – бензин изготавливаемый и продаваемый полулегально. Благо недостатка в нем нет. По сообщению портала OilNews, некоторыми НПЗ в Украине продолжается производство и отгрузка компонентов автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95 несмотря на то, что Госпотребстандарт аннулировал технические условия на их выпуск. Компоненты КБ-92 и Кб-95 отличаются от бензинов марки А-92 и А-95, чьими аналогами они соответственно являются, рядом параметров. Например, содержанием серы. В связи они облагаются пониженной ставкой акциза – 20 евро за тонну против 110 евро за тонну товарного бензина. Но в феврале Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики Украины аннулировал действие технических условий на производство компонентов автомобильных бензинов. Однако трейдеров это не остановило. Это значит, что украинцы смогут покупать более дешевые "аналоги" высокооктановых бензинов. А импортеры и дорогого европейского топлива или производители топлива с похожими характеристиками в Украине не досчитаются своих клиентов.
Судя по всему, украинские нефтетрейдеры готовы занять почетное второе место по лютой "любви" населения после украинских банков. Особенно если на их "проделки", как и на банковские, правительство будет смотреть "сквозь пальцы".
Борис Рудь, Подробности
Инф. podrobnosti
agrinews.com.ua