Компании, специализирующиеся на производстве продуктов питания, начали наращивать объемы, что требует все больше дополнительных рабочих рук.
С начала осени количество вакансий в пищепроме увеличилось на 15%, причем работу предлагают не только профильному персоналу, но и ранее уволенным на волне кризиса «лишним» специалистам: экономистам, маркетологам, брэнд-менеджерам. Правда, особой щедростью отраслевые предприятия пока не отличаются: зарплаты на этом рынке остаются невысокими, а задолженность по их выплате растет. Очевидно, поэтому соискатели зачастую игнорируют такие предложения.
Пищевики при деле
Отечественные пищевики сумели минимизировать кризисные риски. По данным Министерства агропромышленной политики, спад производства продуктов питания за десять месяцев текущего года в натуральном выражении не превысил 10%, а в деньгах производители даже вышли в плюс. С начала года предприятия заработали на 10%, или на 9,1 млрд гривен больше, чем за аналогичный период минувшего сезона. Наибольшие потери (15,5%) зафиксированы в сегментах мяса и мясных продуктов, консервации (15,6%), молочных изделий (10%). В то же время изготовление подсолнечного масла, наоборот, выросло более чем на треть. Для сравнения: общий спад на рынке промышленных товаров за это же время составил 21%, или 142 млрд гривен, а некоторые сегменты пострадали еще больше, в частности, машиностроители сбавили обороты на 39%, химики — на 20%. Новые тенденции в экономике позволили пищевикам увеличить свою долю в общем товарообороте с 13,4% в прошлом году до 18,8% в нынешнем, пишет «Деловая Столица».
Постепенное наращивание производства привело к повышению потребности отрасли в дополнительных сотрудниках. Консультант по подбору персонала кадровой компании «Анкор» Виктория Вдовенко отмечает, что с осени спрос на специалистов для пищепрома начал расти. Президент рекрутингового портала SuperJob Алексей Захаров говорит, что с сентября количество заявок от пищевиков увеличилось на 15%. Наиболее активно набирают новый персонал кондитеры, пекари и изготовители мясных изделий. Если у первых наличие вакансий поясняется расширением производства и освоением новых рынков сбыта, то последние постоянно обновляют персонал в связи с высокой текучестью. Чаще всего работодатели приглашают в штат рядовых и главных технологов, начальников отдела производства, мастеров участков, инженеров, менеджеров по качеству. Предприятия укрепляют и отделы реализации продукции. Виктория Вдовенко говорит, что сейчас высокий спрос на специалистов по продажам продуктов питания.
По словам руководителя отдела по персоналу и делопроизводству группы компаний «Агрополис» (ТМ «Щедрый вечер») Леонида Казаринова, ощущают нехватку рабочих рук и молочные предприятия. На волне кризиса некоторые из них сократили численность персонала почти вдвое. Теперь же объемы производства начали расти, что требует восстановления штатного расписания. Больше всего в отрасли заметен дефицит технических кадров — технологов, инженеров, специалистов по качеству и пр. Некоторые работодатели уже начинают жалеть, что в начале кризиса слишком жестко обошлись с «лишними» сотрудниками — финансистами, маркетологами, брэнд-менеджерами. Леонид Казаринов рассказывает, что их компания на сегодняшний день открыла вакансии для экономистов, менеджеров по продажам, технологов, специалистов по качеству, продажам и продвижению продукции. Начальник отдела маркетинга ЗАО «Эрлан» (ТМ «Биола») Федор Селиванов говорит, что в их сегменте, наоборот, потребность в дополнительном персонале минимальна и возникает лишь в сезон или под определенный проект. Некоторые предприятия, специализирующиеся на выпуске напитков, продолжают работать в режиме сокращенной рабочей недели.
Кадровое несварение
Максимальное предложение рабочей силы для пищепрома наблюдалось весной и летом этого года — количество резюме превышало число вакансий в 15 раз. Сейчас же рабочих мест становится все больше, тогда как армия незанятого персонала, наоборот, сократилась на 15%. По оценкам рекрутеров, конкурс на одну вакансию на среднестатистическом пищевом предприятии составляет 10-12 человек. Так называемый «коэффициент напряженности», которым кадровики измеряют соотношение безработных специалистов и свободных рабочих мест, в отрасли не более 6,5. Для сравнения: в химической промышленности он составляет около семи, в машиностроении — 15, на рынке финансового персонала, в частности бухгалтеров — 60. Тем не менее на особо лакомые должности на пищевых предприятиях конкурс также достаточно высок. К примеру, желающих занять вакансию руководителя отдела продаж или производства, маркетолога, финансового директора порядка 30 на одно место. Наиболее широкий выбор претендентов у киевских (28% всех резюме), одесских, днепропетровских и донецких (в каждой области по 5%) работодателей.
Достаточно большой наплыв соискателей позволил компаниям ужесточить критерии отбора персонала. Виктория Вдовенко отмечает, что повысились требования к опыту работы. Если ранее работодатели охотно принимали вчерашних выпускников профильных вузов и молодых специалистов с опытом работы до двух лет, то сегодня отдают предпочтение тем, кто проработал в отрасли не менее трех лет. На позиции главного технолога и главного инженера могут претендовать лишь те, кто может похвастаться наличием опыта работы по специальности не менее пяти лет (ранее для этих должностей требовалось три года службы в пищепроме).
В компании «Анкор» отмечают, что работодатели интересуются и подробным досье каждого кандидата, уделяя особое внимание успешности проектов, в которых он ранее был задействован, профессиональным навыкам и личностным характеристикам. В то же время, по информации г-на Казаринова, дефицит высококлассных специалистов, несмотря на большой выбор соискателей, все же чувствуется. «Предприятия по-прежнему вынуждены перекупать профессионалов, имеющий положительный опыт работы в перерабатывающей отрасли. К примеру, национальный список хороших мастеров в техническом и технологическом направлениях содержит всего несколько десятков фамилий, причем в последние годы он практически не пополняется, хотя спрос на таких «гуру» очень высок», — утверждает эксперт. Он сетует, что соискатели из крупных городов неохотно рассматривают возможности переезда в регионы, где и расположена большая часть пищевых предприятий, что также является проблемой для работодателя. Наиболее комфортными в этом плане являются западные области, жители которых не избалованы предложениями, поэтому готовы бороться за любое рабочее место.
За еду работать не хотят
Впрочем, отдельные кадровые трудности пока не сделали пищевиков щедрее. Хотя их доходы растут, они не спешат делиться заработанным с сотрудниками. С начала кризиса зарплаты в отрасли, по данным Алексея Захарова, снизились на 10-15%. В Министерстве агропромышленной политики говорят, что средняя зарплата в отрасли сегодня составляет порядка 1,75 тыс. гривен, тогда как в промышленном производстве — около 2 тыс. гривен. Многие региональные компании предлагают рабочим еще меньше — 0,8-1 тыс. гривен, а технологам, инженерам — до 2 тыс. гривен в месяц. Даже в городах-миллионниках стратегически важный для предприятий персонал получает не более 3-4 тыс. гривен. Но и эти деньги выплачиваются не вовремя. По информации Министерства агропромышленной политики, задолженность по зарплатам в пищепроме увечивается и по состоянию на октябрь достигла почти 29 млн гривен. Тем не менее кадровики уловили и положительную тенденцию. По словам Алексей Захарова, крупные пищевые предприятия, планирующие на волне кризиса укрепить свои позиции на рынке, с осени начали поднимать зарплаты ключевому персоналу. Надбавка досталась, в частности, директорам по продажам, доходы которых повысились на 10% — до 5-10 тыс. гривен в месяц, специалистам по сотрудничеству с ключевой розницей (рост 5-7% — до 12-15 тыс. гривен), директорам по маркетингу (5% — до 4-6 тыс. гривен). Эксперты не исключают, что усиление борьбы за потребителя и торговую полку принесет дивиденды и остальным профильным работникам — уже весной следующего года зарплаты в отрасли вырастут на 10-15%.
Инф. delo
agrinews.com.ua