Минтранссвязи отказывается продлевать действие меморандума с металлургами на І квартал 2010 года. За счет ГМК транспортники пытаются повысить прибыльность «Укрзалізниці».
Министерство транспорта заблокировало продление меморандума о взаимопонимании между правительством и металлургами. Как стало известно «ДЕЛУ», решение пролонгировать льготы металлургам на I квартал следующего года, в том числе на перевозку продукции железной дорогой, правительство планировало принять еще 25 ноября. Однако руководство Минтранса застопорило процесс. Ведомство отстаивает позицию подконтрольной ему госкомпании — «Укрзалізниці», которая жалуется на то, что из-за действия меморандума недополучает прибыль. По данным перевозчика, за время действия льгот, с октября 2008 года, компания потеряла примерно на 1,2 млрд. грн. прибыли. Железнодорожники настаивают, что продление преференций для металлургов приведет к дополнительным убыткам.
В свою очередь металлурги фактически предъявляют ультиматум. «У Кабинета Министров нет другого выбора, кроме как продлить меморандум, — заявил «ДЕЛУ» председатель правления ММК им. Ильича Владимир Бойко. — В противном случае остановится вся отрасль».
«По нашим расчетам, потери от действия меморандума (с металлургами. — «ДЕЛО») в І квартале 2010 года составят 85 млн. грн. Учитывая тот факт, что І квартал является наиболее трудным для железнодорожных перевозок, мы не можем пойти на такие потери», — заявил вчера первый заместитель генерального директора «Укрзалізниці» Владимир Корниенко. Однако, по мнению экспертов, подобные потери не настолько критичны для железнодорожников. В первом полугодии 2009 года, на дне кризиса, совокупная прибыль предприятий УЗ составила 110 млн. грн. В целом же по итогам года железнодорожники планируют получить 100-200 млн. прибыли. У металлургов же ситуация намного хуже. Общий убыток шести крупнейших предприятий отрасли по итогам первого полугодия 2009-го, согласно данным издания «ТОП-100», составил 2,65 млрд. грн.
В случае если же тарифы на перевозку будут пересмотрены в сторону увеличения, руководитель ММК им. Ильича Владимир Бойко не исключает перехода на транспортировку своей продукции другими видами транспорта, в частности автомобильным. «Уже сейчас отвезти в Одессу прокат грузовиком дешевле, чем железной дорогой», — пояснил топ-менеджер.
Если металлурги начнут отказываться от услуг «Укрзалізниці», перевозчик рискует лишиться трети своих перевозок. Подобные аргументы исправно убеждали Минтранс на протяжении целого года, когда уровень перевозок был низким. Однако сейчас, с увеличением объемов перевозок, которое было зафиксировано в октябре впервые за все время кризиса, транспортники, очевидно, попытаются отстоять свою позицию. Повторное рассмотрение правительством вопроса о продлении меморандума запланировано на сегодня. Однако, по мнению народного депутата, председателя комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Натальи Королевской, вряд ли Минтранс изменит свою позицию.
СПРАВКА
Меморандум о взаимопонимании между правительством и предприятиями горно-металлургического комплекса был принят в октябре 2008 года. Согласно документу был введен мораторий на повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки для горно-металлургических и химических предприятий, также было предложено Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики приостановить с 1 ноября 2008 года повышение цен на электроэнергию для данных предприятий. Первоначально постановление было принято до 1 января 2009 года, потом продлено на I квартал 2009-го, в начале апреля — до 1 июля 2009-го, в конце июня — до 1 октября 2009 года, позже — до конца 2009-го.
Сер Андрющенко
Инф. delo
agrinews.com.ua