С января по сентябрь 2009 года бензин на заправках подорожал на 50% — с 5,0 грн до 7,6 грн за литр А-95. Примерно такими же темпами моторное топливо росло в цене и год, и два тому назад. Вот только в прошлые годы, после летне-осеннего скачка цен, вызванного в основном ростом спроса и дефицитом, стоимость бензина, как правило, откатывалась до весеннего уровня.
В 2009-м рассчитывать на снижение цен не приходится. В лучшем случае стоимость бензина А-95 останется в пределах 7,5–8 грн/л, ДТ подорожает на 65–70 коп. — до 7–7,1 грн за литр из-за осеннего повышения акцизов. В худшем случае (вследствие очередного скачка курса национальной валюты и возобновления роста цен на нефть) прогнозировать стоимость моторного топлива не берется ни один из экспертов.
Формула цены
До осени прошлого года стоимость моторного топлива на отечественных АЗС в основном зависела от цены черного золота на мировых рынках. Но когда в II ине 2008-го во всем мире нефть и нефтепродукты подешевели чуть ли не втрое, в Украине цены снизились всего на треть.
Ценовая стабильность — следствие девальвации гривни. В чуть меньшей степени на цену повлияло повышение акцизов: с EUR60 до EUR110 за тонну бензина летом и с EUR20–45 до EUR55–120 за тонну ДТ осенью.
Впрочем, основным ценообразующим фактором в 2009-м был все же курс национальной валюты. Если бы он сохранился на уровне 5,0–5,05 UAH/USD, к началу этого года литр 95-го стоил бы 3 грн, а к сегодняшнему дню высокооктановый бензин подорожал бы максимум до 4,50 грн/л — даже с учетом последнего увеличения акциза на бензин, добавившего к розничной цене примерно 60 коп.
Сейчас стоимость топлива на внутреннем рынке зависит от трех основных переменных: курса гривни, стоимости нефти и законотворчества отечественных политиков. Поэтому, делая даже краткосрочные прогнозы, эксперты оговаривают условия: стабильный курс национальной валюты, стоимость барреля нефти на уровне $70 и устойчивые правила ы на внутреннем рынке (неизменные пошлины и акцизы, отсутствие квотирования импорта). При таких условиях цена моторного топлива может оставаться неизменной сколь угодно долго. «Сегодняшняя цена абсолютно понятна. Ее формирует курс 8,0–8,5 UAH/USD, стоимость барреля нефти на уровне $65–70 и ценовой контроль государства на внутреннем рынке», — говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сер Куюн. По мнению его коллеги, директора НТЦ «Психея» Сер Сапегина, затишье на рынке нефтепродуктов продлится несколько месяцев: примерно до начала 2010-го.
Даже последнее подорожание нефти с $70 до $80 за баррель (если стоимость черного золота останется на этом уровне) отразится на внутренних ценах не ранее февраля следующего года. Дело в том, что рекордные котировки начала октября станут реальностью для нефтетрейдеров только к Рождеству, когда на рынок попадет нефть, законтрактованная по декабрьским фьючерсам. Но на стоимости топлива в пистолете на украинской заправке это скажется в конце января — начале февраля, поскольку импортным нефтепродуктам или нефти нужен примерно месяц, чтобы проделать путь от зарубежного НПЗ или месторождения до отечественных АЗС.
«Каждая гривня в текущем курсе доллара добавляет 35 коп. к стоимости литра А-95, а каждые $10 в цене барреля нефти — 70 коп.», — подсчитал Сер Куюн. Таким образом, если нефть подорожает до $80, стоимость 95-го из-за этого вырастет до 8,0–8,1 грн/л. Если одновременно с этим курс национальной валюты превысит 9,0 UAH/USD, высокооктан увеличится в цене примерно до 8,5 грн/л. Ну а если к этим двум факторам добавится очередное повышение акцизов до уровня EUR180 за тонну (такой проект уже зарегистрирован в ВР), стоимость А-95 может перевалить за 9,0 грн/л.
Топливный баланс
Возможно, стоимость бензина в 2009-м выросла бы и больше, если бы нефтетрейдеры не опасались дальнейшего сокращения потребления моторного топлива. Из-за кризиса потребление бензина упало более чем на 10%. Если в 2008 году объем украинского рынка составил 10,9 млн т светлых нефтепродуктов, то в 2009-м он едва ли превысит 9,5 млн т.
Снижение потребления нефтепродуктов произошло за счет уменьшения импортных поставок — их доля уменьшилась с 50% до 30%. Впервые за несколько лет появился призрак дефицита: если год назад нефтетрейдеры имели месячный запас топлива, то сегодня максимум двухнедельный. «Значительных запасов топлива нет практически ни у кого. оки рынка страхуются от колебаний курса и работают с колес. А это, в случае форс-мажора, грозит краткосрочным дефицитом топлива и скачками цен из-за резкого изменения конъюнктуры мирового рынка энергоносителей», — объясняет Сер Куюн.
На первый взгляд, подорожание доллара и нестабильность курса должны были сыграть на руку отечественным НПЗ, которые постепенно теряли внутренний рынок, сократив в 2005–2008 годах переработку нефти более чем на 60%. Но украинские нефтепереработчики благоприятной ситуацией не воспользовались. Более того, по данным Госкомстата, в 2009-м отечественные НПЗ сократили производство топлива еще на 7–10%.
Нефтяники объясняют падение переработки кризисом и недостатком инвестиций: дескать, производить топливо высокого качества и в больших количествах украинские заводы смогут лишь после модернизации. Но в кризис инвестировать сотни миллионов долларов США в переоборудование никто не будет.
Однако эксперты полагают, что НПЗ просто не могут найти дополнительного сырья для переработки. Традиционно основным поставщиком была Россия — других источников относительно дешевой нефти как не было, так и не появилось. Но правительство РФ последние годы всячески стимулирует внутреннюю переработку нефти — и экспорт топлива, а не сырья. «У контролируемых россиянами Одесского и Лисичанского НПЗ стабильный объем переработки нефти. Кременчугский завод работает на украинской нефти, поставки из РФ прекращены», — констатирует Сер Куюн.
Скорее всего, на падение объемов переработки повлияли оба этих фактора.
С пистолетом у виска
Колебания курса и рост акцизов снизили привлекательность автозаправочного бизнеса. По подсчетам экспертов, наценка розничной торговли на протяжении последних лет почти не менялась и составляла около 25–35 коп./л.
Но если при стоимости бензина А-95 в 4,0–4,5 грн/л рентабельность АЗС при такой наценке была на уровне 7–10%, то при росте розничной стоимости до 7,0–7,4 грн/л доля прибыли в выручке сократилась до 4,5–5%.
В 2009 году, помимо падения рентабельности, АЗС столкнулись и с кредитными проблемами, поскольку большинство операторов розничного рынка расширяли сети на заемные средства. «Сегодня сети (АЗС. — Прим. Контрактов) в большинстве своем находятся в шатком состоянии, многие подумывают о продаже бизнеса», — отмечает Сер Куюн.
О депрессии в отрасли эксперты заговорили впервые за много лет. Причины для этого есть. Инвестиционные проекты фактически заморожены, персонал в больших компаниях сокращен на 30–50%. Вот-вот начнется череда слияний и поглощений.
Еще один фактор, снижающий привлекательность розничного бизнеса, — планы государства по повышению акцизов на моторное топливо. Практически сразу после того как в начале года акциз на бензин был повышен с EUR64 до EUR110, в правительстве принялись за подготовку нового повышения: с EUR110 до EUR180 для всех моторных бензинов начиная с января 2010 года.
Осенью соответствующий законопроект, разработанный Укравтодором, был зарегистрирован в ВР. Обоснование — необходимость изыскания дополнительного финансирования для ремонта дорог (более 7 млрд грн) и «равнение на Запад». Разработчики проекта отмечают, что в странах ЕС доля налогов в структуре розничной стоимости топлива составляет 50–70%, в Украине — менее 30%. Очередное повышение увеличит долю налогов до 35%. Стоимость литра топлива при этом вырастет на 65–70 коп.
Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ
Инф. kontrakty
agrinews.com.ua