Минтранс запретил морским портам работать с частными компаниями по договорам о совместной деятельности. В результате компании засыпали суды исками.
Министерство транспорта и связи отказалось сохранить в силе договоры о совместной деятельности между морскими торговыми портами и частными компаниями, которые работают в этих портах (в основном это стивидоры). Ведомство обязало портовиков изменить форму сотрудничества с «частниками» — перейти от совместной деятельности к работе по договорам аренды.
Напомним, представители некоторых портов обращались в министерство, настаивая на том, что их устраивает форма сотрудничества с частными компаниями. Также портовики просили Минтранс рассмотреть возможность сохранения договоров о совместной деятельности с компаниями, если выгодность такого договора будет обоснована. Между тем, по данным «ДЕЛА», ни один порт так и не получил разрешение от министерства оставить прежнюю форму сотрудничества. В итоге решение министерства привело к тому, что украинские морские госпорты были втянуты в судебные тяжбы.
К портам не прислушались
Минтранс начал проводить активную политику по расторжению договоров о совместной деятельности с начала этого года. На тот момент по таким договорам в портах работало 23 компании. Из них 19 — частные. На сегодня, по данным профильного министерства, приостановлено действие только восьми договоров. Решение относительно большей части договоров с частными компаниями перешло в судебную плоскость.
Сегодня некоторые портовики откровенно заявляют, что недовольны политикой Минтранса. И подтверждают, что не по своей воле им приходится судиться со своими партнерам. Так, за сохранение своего договора с компанией «Скиф-Шиппинг» выступало руководство Мариупольского морского торгового порта. Заместитель начальника по эксплуатации Мариупольского МТП Юрий Балан рассказал, что морпорт предоставил Минтрансу соответствующие документы, подтверждающие «экономическую выгоду» от договора для порта. Так, по аргументам предприятия, работа частной компании обеспечивает порту грузопоток в размере 200 тыс. тонн в месяц за счет перевалки металла с «Азовстали» и Енакиевского металлургического комбината.
«Часть этих грузов может уйти на «Авлиту» в Севастопольский порт. Я далек от мысли, что туда уйдет весь груз, но это будет довольно большая часть», — отмечает Юрий Балан. По его словам, представители мариупольского госпредприятия написали компании письмо с предложением разорвать договор о совместной деятельности и поработать «в другой форме сотрудничества». «Но компания не согласилась с нашим решением, в связи с чем сейчас идет судебная тяжба», — констатирует Балан.
Обращались с просьбой сохранить договор с одним из операторов, работающим в порту, и представители Одесского МТП. Так, портовиков вполне устраивали условия сотрудничества с компанией «Одесский портовый производственно-перевалочный комплекс» (специализируется на переработке и хранении масел растительного происхождения). Тем не менее Минтранс отказал порту сохранить с компанией договор о совместной деятельности, и партнерам пришлось перейти на новую форму сотрудничества — был заключен договор аренды.
Представители частных компаний также утверждают, что ряд портов использовали инициативу Минтранса, для того чтобы сменить оператора, работающего в порту. Так, по словам генерального директора «Приватной газовой компании» Владимира Порватова, конфликт у компании с Севастопольским морским торговым портом возник еще в 2007 году. «Руководство порта отказывалось переоформлять наш договор о совместной деятельности, поскольку хотело привести на наше место компании, в которых оно было заинтересовано. Впрочем, порт проал все судебные иски против нас», — отмечает он.
Участники рынка констатируют, что принятые решения Минтранса свидетельствуют о том, что ведомство действовало не в интересах портов, запретив сохранить экономически выгодные для портов договоры. «В Минтрансе подозревают непорядочность со стороны некоторых компаний и портов. И теперь хотят причесать всех под одну гребенку», — отмечают в Мариупольском порту.
В Минтрансе кивают на Кабмин
Вчера исполняющий обязанности министра транспорта и связи Василий Шевченко сообщил «ДЕЛУ», что принимая решение отказаться от прежней формы сотрудничества между компаниями и портами, Минтранс в первую очередь руководствовался постановлением Кабмина №707, которым правительство обязало Минтранс разорвать все договоры о совместной деятельности, которые могут нести угрозу потери имущества.
Председатель президиума Общественной организации «Коллегия юристов морского права» Денис Кешкентий констатирует, что желание Минтранса разорвать договоры о совместной деятельности — по сути, вмешательство в хозяйственную деятельность порта. «Я не вижу нормативно-правовых оснований для Минтранса давать такие распоряжения, поскольку ни одного соответствующего приказа именно о разрыве договоров не было», — утверждает эксперт. По его словам, были отдельные поручения, были письма начальникам портов в виде указаний, но не приказ. Распоряжение Кабмина от 07.05.2008 г. №703-р является актом, который содержит лишь указания к принятию мер по расторжению договоров совместной деятельности, но не их однозначное расторжение. По словам юриста, законными основаниями для расторжения договора может стать только существенное нарушение его условий или взаимное согласие сторон.
Ольга Джелебова
Инф. delo
agrinews.com.ua