Как выбрать надежную страховую компанию и не оказаться жертвой уловок страховщиков? При выборе компании в первую очередь нужно смотреть не на стоимость полиса КАСКО, а на репутацию и надежность.
Так, страховщики советуют клиентам оценить надежность компании по репутации страховщика на рынке и по финансовым показателям. В выборе надежной страховой компании также может помочь обращение к страховым брокерам, которые дадут объективный сравнительный анализ страховых компаний и их предложений.
Кроме того, будущим клиентам страховых компаний стоит принимать во внимание и то, что во время кризиса многие страховые компании приняли меры, которые часто не гарантируют клиенту страховое возмещение в полной мере и в положенные сроки даже если авто было застраховано "на все случаи жизни".
При этом причины, на которые страховщики ссылаются, отказываясь платить или недоплачивая, вполне законны и даже включены в договор КАСКО. Однако эти уловки так замаскированы, что большинство людей без юридического образования узнает о них только тогда, когда представитель страховой компании объясняет, почему его компания ничего не заплатит. А столкнувшись с финансовыми трудностями, многие страховщики добавили новые хитрости в договоры КАСКО и сейчас пользуются ими без малейших угрызений совести.
Основными приемами недобросовестных страховщиков, которые стоит иметь в виду при заключении контрактов, являются следующие:
1. Недоплата оговоренной в договоре суммы со ссылкой на "пропорциональность обязательств". Суть недострахования заключается в том, что, если на дату наступления страхового случая машина была застрахована на сумму меньшую, чем ее действительная (рыночная) стоимость сегодня, то и выплачивать будут исходя не из нынешней стоимости, а из старой. Например, автомобиль был застрахован летом 2008 года, в то время его рыночная цена составляла 40 тысяч долларов, или 200 тысяч гривен (по курсу 5 гривен за доллар). Весной 2009 года этот же автомобиль уже стоил 320 тысяч гривен (те же 40 тысяч долларов, но по курсу 8 гривен за доллар). И если в договоре КАСКО был пункт о недостраховании, то при наступлении страхового случая компания заплатит клиенту только 200 тысяч гривен (при конструктивной гибели или угоне авто), а при частичном повреждении клиенту будет выплачено только 62,5% от суммы реального ущерба (из расчета 200/320). Стоит помнить, что особенно активно страховщики стали включать пункт о "пропорциональности обязательств" с началом роста курса доллара в Украине. Сейчас такой пункт в договорах применяют практически все страховщики.
2. Отказ от выплаты возмещения по КАСКО: в случае, если авто пострадало от противоправных действий третьих лиц и по этому факту не было ждено уголовное дело, многие компании отказываются компенсировать ущерб. Страховщики пользуются пробелом в законодательстве, согласно которому для ждения дела необходимо, чтобы сумма нанесенного ущерба составила более 250 необлагаемых налогом минимумов (сегодня 4250 грн) и не возмещают меньший ущерб.
3. "Грубая неосторожность": клиенту отказывают в возмещении ущерба на основании того, что страховой случай, например, авария, произошел сугубо по его вине, и он якобы мог ее предотвратить.
4. Затягивание сроков выплаты компенсации из-за мизерного размера пени за просрочку. Штрафные санкции за просрочку составляют сотые доли процента от невыплаченной суммы, поэтому страховщики, не стесняясь, растягивают выполнение своих обязательств на 4-5 месяцев, рассчитывая на то, что водитель не будет судиться из-за нескольких сот гривен.
Кроме того, покупая договор КАСКО, стоит обратить внимание на методику оценки ущерба, нанесенного транспортному средству. Если в договоре оговаривается, что ущерб рассчитывается на основании экспертизы, то необходимо понимать, что стоимость работ на СТО выше за счет коммерческой наценки и разницу в стоимости клиенту предстоит компенсировать самостоятельно.
Существует и ряд способов сэкономить на КАСКО. Страховщики говорят, что полностью отказываться от КАСКО неразумно, ведь этот вид страхования в случае наступления страхового события окупит себя на все 100%.
Самый простой способ удешевления полиса – это повысить франшизу. Впрочем, это касается тех, кто уверенно чувствует себя за рулем. Начинающий водитель, как утверждает статистика, рано или поздно попадает в аварийную ситуацию, в которой авто страдает незначительно. В этом случае из-за высокой франшизы получить деньги от страховщиков на ремонт не получится.
Еще один путь экономии на КАСКО – отказ от страхования некоторых рисков. Имея недорогую машину, можно не опасаться угона и отказаться от страхования такого риска.
Не стоит разбивать страховую премию на части, полис подорожает. Кроме того, нужно поинтересоваться всевозможными скидками, которые существуют для постоянных клиентов, а также тех, кто покупает несколько страховых продуктов одновременно.
Кроме того, если клиент сможет подтвердить, что в прошлом страховался в другой компании, то за один лишь "лояльный переход" в новую СК он сможет получить 5% скидки. Такой же дисконт даст полная предоплата и наличие сертификата о прохождении курсов экстремального вождения.
Инф. delo
agrinews.com.ua