2009 год станет годом серьезных пертурбаций на украинском банковском рынке. Эксперты считают, что изменения коснутся всех групп банков. Из существующих сегодня 184 финансовых учреждений по самым оптимистичным прогнозам реально работающих останется не более сотни.
Пессимисты сокращают эту цифру еще на треть. Что это - страшный суд банковских гениев, конец кредитного раздувательства или разрушение иллюзий о потенциале отечественного рынка? Большинству банкиров сложно определить точное название нынешней ситуации, как и будущее своих работодателей. Стулья пошатнулись у всех банковских служащих, независимо от должности, величины и национальности акционеров.
По словам старшего аналитика «Тройка Диалог Украина» Евгения Гребенюка, больше всего количественных изменений произойдет в группе небольших финучреждений, так как эта группа самая большая по количеству банков - 120. Очевидно, что банки из числа средних и небольших, по классификации НБУ, не имеющие иностранных инвесторов или не принадлежащие к большим отечественным бизнес-группам, наиболее подвержены риску дефолта. Однако изменения в этой группе для системы некритичны, поскольку суммарные активы этих финансовых институтов не превышают 10%. Между тем даже мизерный негатив о крупном банковском учреждении может спровоцировать волнения во всей финансовой системе. Согласно данным НБУ, из 18 банков первой группы восемь уже принадлежат международным группам и еще два государству. О поглощении еще трех финансовых учреждений было заявлено в открытых источниках. Российский Внешэкономбанк стал владельцем 75% акций Проминвестбанка, а Group DF во главе с Дмитрием Фирташем приобрела контрольный пакет Надра Банка.
Приватное предложение
Самым загадочным на сегодняшний день стало приобретение в виде «бонуса» Укрпромбанка днепропетровской группой «Приват». Каждая из сторон отказывается комментировать реальность сделки, однако о ее наличии свидетельствуют несколько фактов. Первым среди них является информация о приобретении собственниками «Привата» сети заправок ANP. По мнению экспертов, сумма сделки колеблется в пределах $500-700 млн.
В свою очередь, у Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова есть достаточно рычагов для удержания Укрпромбанка на плаву. Получив задолженность корпоративных клиентов проблемного банка, новые акционеры могут предложить дешевую депозитную базу ПриватБанка. К тому же, начиная с конца 2007 года, группе «Приват» удалось своевременно «выйти в кэш» через продажу ряда сталелитейных, горнорудных и коксохимических активов.
Аналогичный сценарий с покупкой банка может осуществить и собственник крупнейшей финансово-промышленной группы СКМ Ринат Ахметов. Среди его финансовых активов - входящий в группу крупнейших Первый украинский международный банк и крупный Донгорбанк. В середине прошлого года на смену консервативному предправления ПУМБа пришел новый агрессивный руководитель - поляк Рафал Ющак, ранее возглавляющий крупнейший польский банк. Финучреждение достаточно капитализировано и сможет увеличить свою долю на рынке за счет приобретений. К примеру, в группе крупнейших, кроме Укрпромбанка, еще три отечественных банка («Финансы и Кредит», Брокбизнесбанк и Укргазбанк), которые потенциально могут быть проданы. Все они в поисках покупателей, главный вопрос лишь в цене.
Наиболее реальными претендентами выглядят финучреждения, входящие в состав финансово-промышленных групп, испытывающих сегодня трудности. Заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Краин считает, что сегодня уже сформировались основные группы банков - кандидатов на продажу. «Их две категории: те, которые находятся в кризисе, и их собственники осознают, что самостоятельно они не выстоят, и те, которые испытывают незначительные сложности с ликвидностью, но их собственники считают правильным продать банки именно сейчас, пока проблемы не получили развития или ввиду необходимости получения средств для поддержания других видов собственного бизнеса», - уверен банкир.
Кто на что идет
Большинство опрошенных нами экспертов считают, что вероятность прихода в украинский банковский сектор новых иностранных инвесторов в первом полугодии достаточно незначительна. «Это в первую очередь связано с очень высокой оценкой риска Украины на данный момент», - уверен Дмитрий Сологуб. Солидарен с коллегой и глава департамента анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александр Печерицын. По его словам, большинство иностранных инвесторов сейчас больше интересуют вопросы сохранения собственной стабильности в условиях глобального экономического кризиса. «Поскольку риск Украины в целом и его банковской системы в частности уже несколько месяцев находится на дефолтных уровнях, мы не думаем, что иностранные инвесторы захотят купить какой-либо из банков при любом уровне мультипликатора. Кроме того, два-три года назад инвесторов в украинской банковской системе привлекала именно неразвитость сегмента ритейла и его значительный потенциал. Сейчас, когда потенциал развития потребительского кредитования находится практически на нуле, а значительная часть корпоративных заемщиков близка к дефолту, у иностранных инвесторов отсутствуют мотивы для покупки банков», - уверен г-н Печерицын.
Увеличится доля портфельных инвесторов.Одним из потенциальных покупателей может стать Европейский банк реконструкции и развития, который неоднократно заявлял о желании принять участие в рекапитализации украинских банков. По данным ЕБРР, в 2008 году его деятельность в секторе финансовых учреждений достигла 27% общего объема и ины всех заключенных соглашений. «Общая стоимость соглашений, подписанных в финансовом секторе, составляет 418 млн. евро, что почти на 50% больше, чем в 2007 году», - отмечают в ЕБРР. Не исключено также, что и государство будет принимать активное участие в увеличении капитала банков, имеющих серьезные финансовые проблемы, за счет средств специально сформированного стабилизационного фонда. Возможно, что наиболее проблемные банки будут национализированы.
Банкиры также ожидают активизации банковских приобретений со стороны инвестиционных фондов, которые именно сейчас начинают интенсивное инвестирование. «Такие фонды специализируются на недооцененных активах, скупая их с целью дальнейшей перепродажи. Во время кризиса они смогут по достаточно низкой цене приобрести украинские банки. При этом мультипликатор на уровне 0,7-0,8 будет считаться выгодным. На практике мультипликаторы могут падать до уровня 0,1-0,5», - уверен менеджер проектов департамента управления рисками VAB Банка Евгений Матрос. «Мультипликаторы больше не стоят на повестке дня инвесторов, сейчас вопрос в том, сколько необходимо дополнительно вложить для разрешения проблем и поддержания жизнедеятельности объекта инвестиций», - отмечает заместитель председателя правления Эрсте Банка Йозеф Сикела. Вероятно, что мультипликаторы продаж, характерные для банковского рынка еще полтора года назад, повторятся не раньше 2015 года. По мнению же г-на Сикелы, мультипликаторы больше никогда не вернутся на прежний уровень. «Однако я предпочитаю никогда, и особенно в Украине, не говорить никогда», - заключает банкир.
Елена Мошенец, Инвестгазета
Инф. delo
agrinews.com.ua