• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Продажа готового бизнеса: обзор рынка Украины
    Опубликовано: 2009-01-16 09:28:43

    Китайцы верно считают, что кризис таит в себе не только угрозу, но и новые возможности. Но - лишь для того, кто эти возможности успеет своевременно реализовать...

    Вот и сегодня: на фоне критического состояния самых динамичных еще до недавнего времени рынков авто и недвижимости, деловая активность по продаже и покупке предприятий среднего и малого бизнеса быстро набирает темпы.

    Почему продают свой бизнес?

    Будем откровенны: прежде всего из-за кризиса. Сегодня некоторые собственники делают это в надежде вовремя (как им кажется) вывести средства из активовов и пересидеть до лучших времен на мешке с наличкой. Более предусмотрительная (и более многочисленная) группа бизнесменов пытаются таким образом сманеврировать средствами, изымая их из отраслей, менее привлекательных на начальном этапе кризиса и вкладывая их в более выгодные. Предлагаемые ими к продаже предприятия, в большинстве своем, находятся в явно предкритическом положении, а значит, могут быть приобретены по достаточно низкой цене.

    Другие же предприниматели просто очень ясно осознают, что еще совсем недавно уютная деловая ниша, вдруг перестала их устраивать, так как просто не окупает затрат на организацию работы предприятия в новых условиях. Если же к этому добавить бремя "дешевых" кредитов (особенно в СКВ), взятых когда-то под весьма ительные процентные ставки, идея избавиться от подобного бизнеса как можно быстрее становится для них просто спасительной. Так на рынке появляются предприятия рабочие, но ставшие проблемными в силу изменившейся обстановки.

    Отдельной строкой в перечне продавцов проходят собственники, которые просто хотят уйти на покой и/или перебраться из Украины в страну с более стабильной внутриполитической ситуацией, более высоким уровнем жизни и по крайней мере предсказуемой валютой, позволяющей хотя бы сберечь все честно нажитое долгим трудом. Такие собственники, как правило, выставляют на продажу вполне благополучные бизнес-организации, стоимость которых в лучшие времена в несколько раз превышала бы сложившуюся на рынке сегодня. А поскольку количество бизнесменов, стремящихся совместить ухода на покой с переменой постоянного места жительства в период кризиса возрастает, то перед покупателями открывается более широкий выбор подобных предприятий.

    И наконец, отметим самое главное: собственники в настоящее время активно продают свой бизнес потому, что сегодня на него еще существует платежеспособный спрос. Даже сейчас, во время кризиса, достаточно людей, которых мучает всего лишь один (но о-очень трудный вопрос): куда вложить наличные деньги? Дело в том, что за последние два-три месяца наиболее предприимчивым из наших сограждан все же удалось выудить с депозитов более 19 млрд. гривен - почти 4 млрд. долларов в ценах августа этого года, причем львиная доля этих "спасенных" из банков средств как раз и составляет столь подорожавшая сегодня долларовая масса. Прибавьте к этому 1-1,5 млрд. "заробитчанской" валюты, хлынувшей в Украину после сокращения количества рабочих мест в благополучной Европе - и станет очевидным, что сегодня в Украине (пока еще!) достаточно "свободных" денег, владельцы которых ищут им эффективное применение.

    В сложившейся обстановке "живой", работающий бизнес под ключ, приобретенный по сходной цене, может быть весьма ительным вариантом инвестиций, тем более сейчас - пока его целостность и эффективность может быть сохранена благодаря сравнительно небольшим денежным инъекциям. И такие предприятия сегодня в Украине можно реально найти.

    Какой бизнес продают?

    По числу предложений (до 32%) предприятий, выставляемых на продажу в Украине, первое место в настоящее время удерживают розничные торговые сети продовольственных и/или хозяйственных товаров (в том числе - и бытовой химии), а также их отдельные составляющие (магазины, торговые палатки, ларьки и т.п.) Пальма же первенства среди них принадлежит сетям сравнительно небольших (до 400 кв.м. Торговой площади) продуктовых магазинов, которые в условиях кризиса порой не в состоянии конкурировать со своими более крупными собратьями - сетями универмагов и мегамаркетов - в удержании относительно невысоких цен.

    Однако это вовсе не означает, что данный сектор деловой активности окончательно потерял свою привлекательность - при дальнейшем осложнении экономической обстановки, сопровождаемой падением реальных доходов населения, люди будут просто лишены возможности оставлять значительные суммы за "оптовые" приобретения в супермаркетах и вернутся к небольшим по объему и стоимости покупкам в маленьких магазинчиках, расположенных у самого дома.

    Следующими по популярности (до 23%) за торговыми сетями идут небольшие предприятия, связанные со строительной промышленностью - мини-заводы по производству бетона и блоков и других стройматериалов, деревообрабатывающие мастерские и т.п. Вслед за замораживанием подавляющего числа новостроек в стране и сворачиванием строительства гражданами частных домов (дач, гаражей и пр.) большинство из них остались без заказов, а отнюдь не все их владельцы обладают финансовыми и организационными возможностями перепрофилировать их на выпуск сопутствующей продукции, например, для муниципальных или других "вечных" общественных нужд - как это может позволить себе сделать более обеспеченный инвестор, приобретя сегодня подобные предприятие по разумной цене.

    Третью по численности предложений (до 12%) группу составляют предприятия автобизнеса (торговые площадки, СТО, автомойки, АЗС и пр.), собственники которых не располагают поддержкой крупных автопроизводителей и не надеются благополучно дожить до лучших времен, которые, согласно многочисленным экспертным оценкам ожидаю авторынок уже в 2010 году - когда на фоне сохраняющейся тенденции падения цен на нефть, спад автопродаж существенно замедлится. В течении года количество предложений по продаже этих объектов будет расти.

    Предложения о продаже весьма популярных на рынке бизнес-объектов развлекательной и рекреационной сферы (кафе, ресторанов, мини-отелей и баз отдыха) пока представлены сравнительно небольшой (до 9%) группой. Это объясняется тем, что, несмотря на явное снижение количества посетителей, кризис (благодаря новогодним праздникам и последовавшими за ними традиционными рождественскими каникулами) пока еще не ударил всерьез по хозяевам этого сектора бизнеса. Однако уже к весне количество подобных предприятий, выставленных на продажу, может, по крайней мере, удвоиться - так, что до летнего периода отпусков и все еще возможных, хотя и поредевших туристических потоков, многие из них смогут сменить своих хозяев.

    Около 8% в настоящее время на рынке составляют предложения о продаже различных объектов селькохозяйственного назначения - овощеводческие и животноводческие комплексы, небольшие заводы по переработке сельхозпродукции и т.п. Увеличение (в 1,5-2 раза) подобный предложений на рынке можно ожидать к осени текущего года, чему будет способствовать уже начавшийся рост цен на топливо и сложности в получении кредитов на поддержание и развитие производства, сопровождаемое сокращением спроса на их продукцию.

    Наконец, около 16% от общего числа предложений представляют сегодня предприятия сферы услуг (различного рода агентства, аптеки, вендинговый бизнес, консалтинг и т.д.), а также бизнес-объекты, связанные с высокими технологиями (интернет-клубы, интернет-магазины и проч.) Если доля первых на рынке до конца года, вероятнее всего, возрастет на 10-15%, то количество последних, ввиду сравнительно небольших затрат на их содержание и сохранению спроса на их услуги, заметно не увеличится.

    Как продают бизнес?

    Наиболее распространенный для продажи другой дорогостоящей собственности способ самостоятельного поиска покупателя по объявлению в средствах массовой информации в случае продажи бизнеса не только малоэффективен, но и небезопасен. Не секрет, что лишь достаточно ограниченная группа из всей массы читателей даже самых продвинутых рекламно-информационных изданий, будет ориентирована на поиск в них вариантов покупки подходящего бизнеса. То же, кстати, касается и телевидения с радио.

    Сама по себе попытка разместить в них объявление подобного рода, у большинства потенциальных покупателей не вызовет ничего, кроме смутных подозрений, что ему, в лучшем случае, хотят сплавить предприятие, которое не сегодня-завтра обанкротится, а в худшем – что его собираются попросту надуть. Кроме того, преждевременное широкое распространение информации о самом факте продажи бизнес-объекта может иметь негативные последствия (потеря поставщиков, усиление контов, наконец – просто привлечь внимание криминальных элементов).

    Несколько более эффективным может стать поиск возможных покупателей в интернете (с размещением объявлений на соответствующих ах и на специализированных сайтах) или через знакомых. Однако и это полностью не гарантирует собственнику ни личной безопасности, ни предотвращения распространения информации о будущей сделке, ни того, что он получит за свое предприятие ту сумму, на которую он действительно вправе рассчитывать исходя из специфики и текущего состояния этого бизнеса и положения дел на рынке (если вообще что-то получит - самостоятельно проверить степень надежности будущего партнера сегодня практически невозможно.

    В последнее время для продажи бизнеса в Украине собственники все чаще пользуются услуги бизнес-брокеров (финансовых консультантов), которые не только помогают найти оптимального покупателя, проверить историю его деловой активности и убедиться в платежеспособности, но и сопровождают весь процесс проведения сделки, вплоть до получения продавцом оговоренных денежных сумм. Кроме того, подобные компании могут оказать значительную помощь и на этапе подготовки бизнеса к продаже (оценка бизнеса, независимый аудит и т.п.) и, при необходимости, обеспечат сделке повышенный уровень конфиденциальности, отсеивая "несерьезных" и просто сомнительных покупателей еще на этапе предварительных переговоров.

    Бизнес-брокеры уже успели хорошо зарекомендовать себя на Западе и в соседней России, где с их помощью к настоящему времени осуществляется уже свыше 65% операций по продаже-покупке предприятий малого бизнеса (в сфере среднего бизнеса этот показатель превышает 80%). Эксперты отмечают, что с углублением экономического кризиса роль финансовых советников на бизнес-рынке только возрастет: чем сложнее обстановка, тем более важную роль будет ать фактор времени, в рациональном использовании которого неизбежно сыграют свою роль обширные клиентские базы, широкие связи в медиа-пространстве и деловой среде, которые служат отличительными чертами профессиональных бизнес-брокерских компаний.

    Впрочем, пока кризис еще только набирает обороты, у малого и среднего бизнеса Украины еще есть время подумать над принятием правильного решения. Единственное, о чем при этом не стоит забывать: углубление кризиса, неизбежно сопровождающееся дальнейшими осложнениями в работе предприятия, может привести к тому, что для прежнего владельца оно станет напоминать чемодан без ручки, содержимое которого рано или поздно придется распродавать по частям и задешево, а для потенциального покупателя "умерший" или "полумертвый" бизнес просто перестанет представлять какой-либо интерес.

    Комментарий специалиста

    Виталий Гужва, директор бизнес-брокерской компании "ИнтерКредит": Рынок покупки- продажи готового бизнеса на Украине еще до конца не сформирован. Для многих из продавцов бизнеса пока не ясно, зачем пользоваться услугами бизнес-брокера, что это может им дать. По этому поводу я хотел бы провести простую аналогию. Кто-то делает ремонт в квартире самостоятельно, а кто-то нанимает рабочих. Нельзя однозначно утверждать, чей выбор более правильный. Может быть, одному не хватает средств, чтобы нанять квалифицированного сантехника или электрика, а возможно, пои просто нет подходящих специалистов. Вызывать их из другого города - неразумно дорого, проще все сделать самому. Бывает и так, что человеку просто очень нравится делать все своими руками и он не хочет упустить удобную возможность в очередной раз получить от этого удовольствие.


    Точно также обстоит дело и с наймом бизнес-брокера для продажи бизнеса. Однозначно правильного ответа, пользоваться услугами посредника или нет - не существует. Но если вы решились продавать бизнес сами и делаете это впервые, то вам просто необходимо знать, как это делать правильно - подобно тому, как необходимо знать, что нельзя касаться оголенных проводов под напряжением, если вы собрались ремонтировать в квартире электропроу.

    На нашем сайте, в разделе "Биржа Горячих Предложений" можно ознакомиться с вариантами готового бизнеса на Украине, которые уже прошли проверку и предпродажную подготовку, проведенную нашими специалистами.

    А в заключение - информация к размышлению:

        *      85% собственников, продававших бизнес самостоятельно, не сумели это сделать в желаемый ими срок.

    Более 50% собственников, продававших бизнес самостоятельно, признавали позже, что совершили ошибки в процессе сделки, дело оказалось значительно сложнее и дольше, чем они представляли себе в начале.

    Инф. liga

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.