Задержка в одиннадцать лет
Напомним, что регистрация внешнеэкономических договоров осуществляется в Украине с 1994 года, причем основными целями соответствующего указа президента являются сокращение дефицита государственного бюджета, осуществление контроля за проведением расчетов в зарубежной валюте, обеспечения учета отдельных видов ВЭД. Совершенно очевидно, что декларируемая задача по наращиванию бюджета не являлась основной, хотя она и была заявлена как первоочередная. Функция Указа Президента от 7 ноября 1994 г N659 "Об учете отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов) в Украине" в отношении отдельных видов внешнеэкономических договоров заключалась в первую очередь в отслеживании объемов валютной выручки от ВЭД. Отметим, что данную задачу можно было решать и более гибкими и эффективными методами.
По заявлению большинства участников металлорынка, данный инструмент являлся непрямым ограничением экспорта, т.к. заявленный в указе термин в 40 дней, предполагающийся на рассмотрение документов в соответствующих органах, не позволял гибко реагировать на рыночные запросы потребителей. Более того, по словам первого вице-премьера Анатолия Кинаха согласно законодательству, на выдачу такой лицензии установлено до 40 дней, в то же время практически предприятия ждут получения такой лицензии 2-3 месяца.
Столь значительная отсрочка заключения экспортного договора являлась причиной ряда потерь у металлургов, в частности, срочных заказов. В особенности это негативно отразилось на реализации продукции со склада, которая при других законодательных условиях могла бы произойти в более короткий период. Причем, речь чаще шла не столько о задержке платежа, сколько об отказе от сотрудничества.
Вместе с тем, учитывая явную диспропорцию в поставках на внешний и внутренний рынок, а также дефицит металлопродукции внутри Украины, данная мера, не являясь чисто рыночным механизмом, на первый взгляд служила своеобразным фильтром «безудержного» экспорта. Однако только на первый взгляд: как показала практика, в качестве сдерживающего механизма регистрация контрактов не проявила себя. Соотношение более чем 4 к 5 в пользу внешнего рынка при неудовлетворенных запросах внутреннего сегмента нельзя назвать позитивным результатом.
Таким образом, экспорт осуществлялся по мере появления заказов, внутренний рынок получал ровно то количество, о котором удавалось договориться с местными потребителями, однако продвижение продукции на внешние рынки осуществлялось с некоторым запаздыванием, что отражалось на темпах роста металлургической отрасли. При этом наиболее «пострадавшей» категорией можно назвать изделия высоких переделов, т.к. запуск в производство полуфабриката без каких-либо потерь мог осуществляться при значительной отсрочке платежа. Конечная же продукция чаще всего необходима была в более сжатые сроки, что и вынуждало потребителей искать более мобильных поставщиков.
Нельзя не заметить, что недостатки данной схемы ощущали на себе в первую очередь наиболее незащищенная (с точки зрения доступности во властные кабинеты) часть оков металлорынка. По некоторым данным, наиболее «надежные» производители находили «понимание» у контролирующих органов, что позволяло им в более короткие сроки осуществлять экспорт продукции, получая тем самым серьезные контные преимущества. Данная система формально упорядочивала валовый экспорт, т.е. в большей части для не прошедших «фэйс-контроль» прежней бюрократической системы.
Причины, с которыми не поспоришь
Нынешняя бюрократия вряд ли стала предпринимать какие-либо действия в отношении устаревшего механизма регистрации экспортных контрактов, если бы не возникли серьезные на то основания. Во-первых, в последнее время значительно ухудшилась внешнерыночная конъюнктура, о чем UGMK писал не раз. Во-вторых, заявленные планы по вступлению к ноябрю текущего года в ВТО, а также для получения статуса страны с рыночной экономикой Украине необходимо избавиться, с одной стороны, - формально - от нерыночных механизмов госрегулирования, а, с другой - максимально либерализировать экспорт украинской продукции, интересующей западный мир. Как было недавно заявлено, поскольку регистрация отдельных видов внешнеэкономических договоров является формой нетарифного регулирования, усложняющего экспорт определенных товаров, а по нормам ВТО рассматривается как торговый барьер во внешнеэкономической деятельности, соответствующий Указ №659 планируется отменить.
Что касается падения спроса на металлопродукцию на внешних рынках, совершенно очевидно, что, продолжая сдерживать экспорт украинского металлопроката, высшие чиновники подставляет под удар, прежде всего, бюджет, выполнение которого является лакмусовой бумажкой для предстоящих парламентских выборов. Ведь 40% валютной выручки при обострении конции на внешних рынках даже к концу этого года может стать в ину меньше. Без возврата к свободной экспортной торговли степень участия страны в мировом металлорынке кроме упомянутых рисков может быть значительно снижена.
Казалось бы, несущественная деталь - задержка оформления контракта - в данный момент может стать определяющим в выборе альтернативного партнера. Сейчас скорость проведения операций будет ать первостепенную роль, т.к. на фоне приближающегося перепроизводства металла заказчик металла теперь будет определять не только цены, которые уже в отдельных сегментах приближаются к границе рентабельности, но и сроки выполнения контракта.
Нужно сказать, что фактическая либерализация экспорта не нанесет ущерба внутреннему рынку, который и так получит свое. Выбирая между остановкой печи и поставкой на внутренний рынок, естественно производитель предпочтет второе. Поэтому, если падение спроса на международном рынке не замедлится, понятие дефицита металлопродукции, а также завышенные цены внутри страны исчезнут на время из нашего лексикона. Впрочем, также как и рост металлопроизводства в отечественном ГМК.
Если данный указ одиннадцатилетней давности будет отменен либо либерализирован, в ближайшее время, по мнению экспертов, парламентариям и правительству необходимо работать над издержками таможенного законодательства. По словам А. Кинаха, сейчас необходимо более интенсивно работать над Таможенным кодексом, усиливать решение вопросов регуляторной политики. Кроме того, первый вице-премьер-министр считает, что для сохранения экспортного потенциала сейчас необходимо определить факторы, которые влияют на экспортный потенциал: как влияет повышение железнодоных тарифов, валютно-курсовая разница и т.п.
Несомненно, курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности можно только приветствовать. Однако, представляется, что в ситуации резкого ухудшения конъюнктуры мирового рынка на основные статьи украинского экспорта, требуется более динамичная политика, которая бы упреждала негативные тенденции, а не шла бы за ними вслед.
Источник ugmk
agrinews.com.ua