Очереди хоть за чем-нибудь, наверное, навсегда останутся с людьми, которые жили в Советском Союзе. Раньше в очереди стояли, чтобы купить колготки или масло. Теперь покупают "капусту" - зеленые американские доллары. Длинные лапы кризиса дотянулись до сознания соотечественников, украинцы по привычке бросились сметать валюту. Деньги в их понимании теперь надежней хранить в банке. Стеклянной.
Не доверять банкам-финансовым учреждениям у граждан есть все основания. Конечно, банкротств масштаба Lehman Brothers в Украине не будет, но кому какое дело до масштаба, если в критический момент нельзя снять свои собственные деньги со счета в банке? Ситуацию с "Проминвестбанком" не обсудил разве что ленивый, а в опасной ситуации может оказаться не только это финансовое учреждение.
Государственное игнорирование
Кассиры-операционалисты в банках жалуются, что полдня просто сидят без работы, потому что в кассах валюты нет. Многие обменники на улицах Киева закрываются намного раньше, чем предписано расписанием. В этом может лично убедиться каждый, кто задался целью избавиться от родной гривны в пользу "мертвых американских президентов".
Не рассказывать населению о всех возможных последствиях – привычка властей еще со времен Чернобыльской катастрофы. Катастрофа финансовая это подтверждает. Секретариат президента проблем не видит: "Ситуация в банковской сфере нормальная", - говорит заместитель главы СП Андрей Гончарук. В тоже время НБУ уже принимает меры по спасению некоторых украинских банков. На Банковой то ли не хотят верить в то, что кризис докатился до Украины, то ли настолько озадачены проблемой, как подставить Тимошенко и заставить ее уйти в отставку, что готовы рисковать финансовой системой и экономикой всей страны.
С 13 октября введен мораторий на досрочное изъятие депозитов (отметим, что только за прошлую неделю вкладчики забрали из банков 6 миллиардов гривен). То есть, забрать деньги раньше окончания срока вклада будет невозможно. (Похожие меры были приняты и в разгар Оранжевой революции). По словам главы НБУ Владимира Стальмаха, действовать это ограничение будет "столько, сколько нужно". В то же время, глава Совета НБУ Петр Порошенко утверждает, что государство гарантирует компенсации из Фонда гарантирования вкладов физических лиц по 90 процентам вкладов.
Из-за этого несоответсвия действия власти и НБУ в обществе выделились два лагеря. Одни не замечают никаких критических признаков и не паникуют. Другие – сеют панику "за себя и за того парня", сметают валюту и прячут ее под матрасом. Рациональные зерна есть в действиях представителей обеих "группировок". Власть просит представителей СМИ не нагнетать обстановку и не вызывать панические настрои в обществе, банкиров призывают больше работать с прессой, объяснять ситуацию и вселять оптимизм. Но если совсем не реагировать на процессы, граждане рискуют остаться с деньгами лишь на бумаге. Уже сейчас многие банкоматы пусты, деньги в кассе нужно предварительно заказывать. Сложившаяся ситуация прсто обязана войти в учебники журналистики: как с помощью прессы за несколько дней уничтожить крупный банк.
Первый пошел
Первой жертвой кризиса стал "Проминвестбанк". Который, кстати, занимает первые места в Украине по объемам выданных кредитов. Массовый отток денег с депозитов стал катализатором "начала конца" спокойного существования этого финансового учреждения. Клиенты "Проминвестбанка" (а их около 4 миллионов человек) за несколько дней вымели из него более 3 миллиардов гривен. 2 миллиарда гривен – именно столько выделил Нацбанк для удержания ПИБа на плаву. Следующей жертвой, которую понадобилось спасать, стал банк "Надра". Кредит в размере 1,5 миллиарда гривен под 12% годовых необходим, чтобы рассчитаться по внешним долгам на 230 миллионов долларов. Привлек кредит и "Укрсоцбанк", но не у НБУ, а у "материнской" группы Unicredit.
В относительном спокойствии могут находиться дочерние банки, "мамы" которых помогут выбраться из кредитных цепей, как минимум реструктуризировав внешний долг. К таким банкам относится, например, "Райффайзен Банк Аваль". Но не все так категорично. Например, OTP Bank, "дочка" венгерского банка, вполне может ощутить те трудности, которые сейчас переживает главный офис.
Должны выстоять под натиском кризиса "Укрэксим", "Укрсиб", тот же Unicredit. Крупнейший банк Украины "Приватбанк" явно переживал времена и получше, но в целом на ногах удержаться просто обязан. Если рухнет предприятие Коломойского, которое занимает первые места по объемам всех портфелей и активов, финансовая система Украины переживет величайший крах. Вернее, не переживет.
В финансовой аналитике лучше быть пессимистом. Чем худшего ожидаешь, тем легче будет это худшее перенести. Лучше уж переоценить вероятный ущерб, чем недооценить. К примеру, даже пересмотренные показатели инфляции достигнуты по итогам девяти месяцев, а не года. А впереди еще три месяца, на которые аналитики предсказывают дальнейший спад акций.
Европейские меры
Банковские вопросы тревожат сейчас правительства разных стран. Штаты, например, уже закончили затянувшийся процесс выделения своим банкам 1 триллиона долларов. Сделать подобное в Европе требовали итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони и французский министр финансов Кристиан Лагард. Но единым целым Европа оказалась лишь на бумаге, инициативу не поддержали, и страны решили спасаться в одиночку. Великобритания готовит вливания в размере 200 миллиардов фунтов стерлингов. Ангела Меркель, которая утверждала, что немецкая система выстоит, дала добро на вливание в финансовую систему 400 миллиардов евро. А в Исландии,к примеру, государство вынуждено было взять под контроль сразу 6 банков.
В целом страны зоны евро и Соединенное королевство зарезервировали полтора триллиона евро на борьбу с кризисом. До 90 процентов этих средств, направлены на государственные гарантии межбановских кредитов. Остальные деньги планируют использовать для спасения банков, оказавшихся на грани банкротства. Правительства стран ЕС готовы на всеобъемлющую национальную поддержку банковского сектора, вплоть до национализации банков в ситуации, когда это необходимо. Это позволит избежать "эффекта домино" и не дать финучреждениям обанкротиться. В целом можно резюмировать следующее: евромеры предусматривают выкуп государством доли банков, предоставление государственных гарантий по новым зайвам и обеспечение дополнительной ликвидности. Кроме того планируется создать инструмент беззалогового кредитования для выкупа у банков коммерческих бумаг.
Придумать что-то радикально новое для спасения финансовой системы достаточно трудно. Поэтому меры и Европы, и Украины достаточно схожи. Что их особенно роднит - так это излишняя медлительность. И аналитики New York Times, уже пережившие пик кризиса в Штатах, и Джордж Сорос, осудивший американские власти за непредотвращение проблем, сходятся на том, что меры хороши, но немного запоздалы. Но как говорится, лучше поздно, чем слишком поздно.
Во время кризиса система максимально чувствительна к малейшим политическим колебаниям. "Шоковая терапия" в виде выборов – лекарство сомнительное. Глава государства считает, что только так можно преодолеть кризис политический. О проблемах экономических речь не идет. А тем временем такое ужасное слово рецессия, пугающее мировое сообщество уже года два, добралось и до Украины. Политические сотрясения спокойной ситуации в банковской сфере никак не способствуют. Соотношение импорта-экспорта, металлургический кризис, валютные приобретения для оплаты газа – в пользу гривны ни один из перечисленных факторов не ает. За несколько дней украинцы обеднели на 20 процентов. Банки, соответственно, тоже.
Главное решение проблемы – признать, что проблема есть. На Западе это осознали. Пока на Банковой и Грушевского решают совсем не те вопросы. Вместо эффективного координирования политики лишь пререкаются и не могут адекватно оценить влияние мирового кризиса на Украину. Пока собственную неправоту признал только Петр Порошенко. Остальные сколь значимые политические фигуры Украины никаких заявлений не сделали. А время-то идет.
Пока власть не оглянется по сторонам и не увидит проблему – украинцы будут все так же брать на абордаж банковские отделения, отправляя на финансовое дно банк за банком.
По материалам: RBCdaily, Деньги, Зеркало недели, Кoрреспондент, Коммерсантъ-Украина, Обозреватель, РБК
Инф. podrobnosti
agrinews.com.ua