Мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества.
Первое. За 16 лет Независимости мы реализовали собственную модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма.
Это наше казахстанское «ноу-хау», которым мы по праву гордимся и обязаны бережно охранять.
В рамках Конституционной реформы вырос статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана.
Представляя интересы всего народа нашей многонациональной страны, депутаты от Ассамблеи призваны ать особую роль в процессе укрепления межэтнического мира и согласия в Казахстане.
Сейчас необходимо всемерное укрепление роли этого уникального казахстанского института. И депутаты, которые избраны от Ассамблеи, должны чувствовать эту ответственность, держать тесную связь с Ассамблей и ее организациями на местах.
Я всегда говорил и вновь со всей ответственностью хочу подчеркнуть, что для дальнейшего укрепления государства, его безопасности, устойчивого развития экономики и роста благосостояния наших граждан, Казахстану необходимы долгосрочная стабильность, мир и согласие.
Второе. Предстоит продолжить развитие современной политической системы в Казахстане.
Главную роль в этом процессе должны ать политические партии, неправительственные организации и другие общественные институты.
Укрепление партийных механизмов будет способствовать становлению современного гражданского общества, широкому вовлечению населения в общественные процессы.
На современном этапе модель с доминирующей партией «Нур Отан» может рассматриваться как оптимальная форма политической системы Казахстана.
Она открывает для всех других политических партий участие в выборах, возможность пройти в Парламент и участвовать во всех политических процессах. И нет никаких препятствий для появления новых партий и высказывания собственного мнения.
Третье. В условиях демократического общества большое значение приобретает борьба с преступностью и коррупцией.
За прошедшие годы значительно укреплен потенциал правоохранительной и судебной систем страны для противодействия криминальным явлениям, охраны жизни и прав наших граждан.
Однако в их деятельности имеются существенные недостатки.
Об этом говорилось на недавней Коллегии Генпрокуратуры с участием всех правоохранительных органов.
Правоохранительная и судебная система должны обеспечить справедливую и эффективную защиту прав казахстанцев, оградить бизнес от незаконных вмешательств.
Приоритетной целью в этой сфере должно стать предупреждение и профилактика правонарушений, а не карательные действия. Поэтому необходимо разработать и внести в Парламент в текущем году законопроект «О профилактике правонарушений».
Поручаю Администрации Президента обеспечить реализацию всех указанных мер, провести административную реформу в правоохранительных органах, а также во всех организациях, подотчетных Президенту страны.
Четвертое. Правительство должно ускоренными темпами реализовать предусмотренные административной реформой меры по развитию системы государственного управления Казахстана на принципах результативности, прозрачности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта.
Эти новые подходы должны быть отработаны на пилотных государственных органах в 2008 году – Министерствах юстиции, экономики и бюджетного планирования, финансов и акимате Южно-Казахстанской области.
Главной целью административной реформы должно стать повышение эффективности и результативности работы управленческого аппарата. Чтобы чиновники служили народу, как следует.
Одним из ключевых элементов административной реформы должна стать новая кадровая политика в стране. Человеческий фактор становится определяющим на современном этапе развития.
Необходимо разработать современные подходы, направленные на формирование в системе государственного управления профессионального ядра управленцев новой формации.
Большая роль в этом процессе должна принадлежать партии «Нур Отан». Партии следует активно участвовать в формировании кадров для системы государственного управления, выполняя роль «социального лифта» для достойных граждан.
Важная роль должна быть отведена молодому поколению, включая выпускников программы «Болашак».
Молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего. Нового уровня работы требует работа с резервом.
Администрация Президента должна возглавить кадровую работу.
Пятое. Со следующего года, впервые в истории нашей страны, базой новой системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный Кодекс.
Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами.
Шестое. Правительство должно провести целенаправленный аудит, если хотите, «аудит с приием», государственных средств, выделявшихся по основным государственным социально-экономическим программам.
Цель этого аудита – оценить достигнутые результаты, резко повысить эффективность управления и расходования государственных средств.
Седьмое. Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию контоспособности малого и среднего бизнеса.
Надо поддержать работу микрокредитных организаций, в том числе за счет средств государства. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Надо продумать меры по повышению доступности микрокредитования и созданию новых рабочих мест для большего количества казахстанцев.
Развитый предпринимательский сектор – это основа экономики любой страны.
В этой связи, в рамках административной реформы поручаю Правительству решительно снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации.
Приведу один пример. По последнему отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса», чтобы пройти все экспортные процедуры в Казахстане необходимо затратить 89 дней, а, к примеру, в Эстонии для этого надо только 5 дней.
Настоящим бедствием для предпринимателя становятся различного рода проверки, которые предусмотрены свыше 50 законами!
Некоторые ведомства изыскивают возможность под различными предлогами в нарушение законодательства «проверить» предприятие несколько раз. Это серьезно отвлекает бизнес от своего дела. И это идет против политики, которую я провожу.
Надо значительно сократить количество проверок правоохранительными и другими проверяющими органами, и упорядочить их.