Вот и подходит к концу год, события которого без сомнения войдут в историю Украины как такие, что основали новую политическую традицию в нашей стране, кардинально переломив все представления о демократии, конституции, законодательстве и политической борьбе, которые существовали до сих пор. Украина вновь (впервые это произошло в 2004 году и было названо «Оранжевой революцией») удивила Мир неординарностью наших событий и непонятностью политической жизни нашей страны.
Изменил этот год и представления украинцев и об экономических процессах, происходящих в государстве. Как выяснилось, наша экономика в кризисные периоды может стать сферой автономной, абстрагированной от политики. Более того, наша экономика оказалась защищена не только от внутренних политических проблем, но и от мировых финансовых катаклизмов. А это уже ударило по непогрешимости интеграционного курса к Европе и ВТО.
Но начнем с начала. В первый же месяц уходящего года депутаты V созыва подарили стране вполне обоснованное продление моратория на продажу земли. Причем в этом оказались едины и тогдашняя власть, и оппозиция. И хотя околопрезидентские силы и не хотели продлевать мораторий, само по себе решение можно считать позитивным. Законодательной базы действительно не было. И отмена моратория могла бы привести к катастрофическим последствиям.
Однако вскоре экономическая солидарность сменилась политическим противостоянием. Партия регионов, ощутив свое возрастающее влияние, взяла курс на построение конституционного большинства не совсем конституционными методами, а оппозиция начала грандиозную акцию по роспуску Верховной Рады. Вскоре работа парламента и вовсе была парализована, а президент, вопреки нормам Конституции, гарантом которой он должен являться, подписал судьбоносный указ о роспуске парламента.
В стране начался затяжной политический кризис. В столице вновь выросли палаточные городки, в которых оранжевый цвет 2004-го сменил голубой, розовый и красный 2007-го. Политический туризм стал более организованным и строго оплачиваемым.
Случись нечто подобное тому, что произошло в Украине весной 2007 года, где-то в средние века, это можно было бы смело назвать десакрализацией власти. Однако, в независимой Украине государственные структуры и раньше не имели особого авторитета среди населения, а теперь они и вовсе его утратили. Кризис выявил не только массу пробелов в Конституции и законодательстве, но и в работе практически всех государственных органов, включая силовые структуры. Особенно досталось в этом отношении судам. Первым пал Конституционный суд. Принятые в нем процедуры не позволили рассмотреть на конституционность ни одного из четырех указов президента о роспуске парламента. Последний из указов до сих пор находится на полках КСУ, ожидая своего рассмотрения. И это после того, как прошли выборы, были избраны новые депутаты и сформировано правительство.
Не мало попало и судам общей юрисдикции. Суды первых инстанций как никогда активно использовали в политических разборках, тем самым уменьшая веру населения в то, что суды вообще могут быть объективными.
Была ли в это время Украина на пороге силового решения? Вряд ли. Народ довольно безучастно относился к происходящему в верхах. Большинство это воспринимали как интересно шоу, такой себе политический сериал. И заявления о том, что коалиция образца весны 2007 согласилась на выборы, чтобы не допустить кровопролития – выглядят несколько наанными.
Весной же и появились первые ощутимые последствия «улучшения жизни уже сегодня»: потихоньку начала повышаться цена на топливо и хлеб, потянув за собой всеобщее подоание, которое, в свою очередь, ударило по рейтингу правящей Партии.
Лето принесло долгожданное решение кризиса – выборы 100% будут и состоятся 30 сентября. А главной интригой стало – займет ли в парламенте Литвин место Мороза. Украина вошла в активную стадию предвыборной гонки, которой суждено было стать самой демократичной за всю историю Украины.
Летом открылась еще одна черта украинской экономики – способность противостоять мировым экономическим катаклизмов. В США начался ипотечный кризис, который перерос в мировой финансовый кризис. Мировые биржи охватил шок, а доллар пошел на рекорд собственной слабости. Однако Украина на себе ничего этого не ощутила. Некоторая изолированность внутреннего рынка, постоянная отсрочка вступления в ВТО и туманность евроинтеграционных перспектив уберегли нашу экономику от сокрушительного удара американского кризиса.
Правда, появилась другая проблема – Россия вновь заговорила о повышении цен на газ, а Украина – об отказе от РосУкрЭнерго. 130 долларов за тысячу кубометров стали скорее вердиктом Газпрома, чем результатом взаимовыгодных переговоров.
С наступлением осени для всех стало понятно, что правительство не сможет сдержать инфляцию. Хотя Госкомстат продолжил радовать нас очень неплохими показателями экономики. Самыми же шокирующими осенью 2007 года в Украине стали темпы роста цен на жилье и коммерческую недвижимость. По этому показателю Украина обогнала многие страны мира, а в прессе появились шуточные статьи о том, какие виллы можно купить где-нибудь на островах в Средиземном море, продав однокомнатную квартиру в центре Киева.
30 сентября. Выборы. БЮТ и НУНС формируют коалицию с минимальным перевесом голосов, а Юлия Тимошенко осуществляет свою давнюю мечту – вновь занимает пост премьер-министра. В тоже время Партия регионов во главе с Виктором Януковичем надолго переходит в оппозицию, а Мороз надолго покидает большую политику.
Минимальный перевес голосов и внутрикоалиционные разногласия стали основаниям для неутешительных прогнозов в отношении долгожительства нового парламентского большинства. Тем не менее, депутаты VI созыва сумели собраться и сделать украинскому народу очень важный подарок к Новому Году – Госбюджет-2008. Впервые главный финансовый документ страны был принят в рекордно сжатые сроки.
С чем же мы оканчиваем 2007 год? С неопределенностью по поводу будущего коалиции и правительства Тимошенко, с бюджетом, в который просто необходимо будет вносить множество изменений уже в будущем году, с ожиданиями очередного повышения стоимости российского газа и конфликтов вокруг снятия моратория на продажу земли.
В тоже время, мы заканчиваем этот год с надеждами на то, что мы, наконец, вступим в ВТО и Европа упростит въезд украинских граждан, что остановится рост цен на недвижимость и подешевеют кредиты, что снизится инфляция и вырастут зарплаты. Несмотря на все проблемы, возникшие в уходящем году, сегодня у нас есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом, не боясь вызовов года 2008.
Сер ПоповE-NEWS agrinews.com.ua