В последнее время на разных уровнях власти в Украине ведутся активные разговоры о необходимости приобретения нашей страной энергетической независимости. Прежде всего, это касается уменьшения нашей зависимости от внешних поставщиков природного газа. Поэтому ов Ассоциации «Газовые трейдеры Украины», как представителей независимого бизнеса в газовой отрасли нашей страны, не могут не волновать новые «газовые» вызовы, которые сегодня встают перед украинским правительством, а также процессы, происходящие на мировом рынке газа. Так, уже известно, что россиянами принято решение за три года ввести единую политику расчета цен на газ для стран СНГ на основании его рыночной стоимости. Базой станет цена газа на границе Германии (около $250 за тысячу кубометров плюс транспортные расходы) и Польши за вычетом транспортных расходов.
У Украины в этой ситуации есть договоренность о цене газа на ближайшие три года, а значит, существуют и возможности для маневра в этот период. И этими возможностями следует разумно воспользоваться. Именно поэтому сегодня так актуально звучат заявления высоких государственных чиновников Украины о необходимости привлечения иностранных инвесторов в украинскую газодобычу. В частности, о намерениях Украины до 2011 года вложить около 1 млрд. долларов в освоение шельфа Черного моря. При этом проектом программы по освоению шельфа учитывается три направления работы: разработка мелководного шельфа государственными акционерными компаниями, прежде всего силами ОАО «Черноморнефтегаз», совместная разработка добычи углеводородов с российскими компаниями и совместная деятельность на глубоководном шельфе по договорам о совместной деятельности с другими иностранными компаниями. В частности, речь идет о Vanco International ltd (Швейцария), дочерней Vanco Energy Company (США), которая уже объявлена победителем конкурса на разработку Прикерченского участка.
Конечно же, независимые газовые трейдеры Украины поддерживают данный проект правительства, в результате которого уже через пять лет можно будет ожидать от 7 до 15 млрд кубометров прироста добычи украинского газа. Во-первых, появление дополнительных объемов ресурса собственной добычи является основным стимулом для развития конции на внутреннем рынке Украины. Во-вторых, увеличение объемов внутренней добычи природного газа может существенно снизить риски зависимости нашей страны от внешних поставок голубого топлива.
Вместе с тем, газотрейдеры Украины заинтересованы и в следующих шагах украинского правительства, направленных на развитие не только иностранного инвестирования. Последовательным и логичным продолжением в этом направлении может стать государственная поддержка отечественного инвестора, который хочет и может вкладывать средства в развитие украинской газодобычи. Ведь если речь идет об иностранном капитале, то, прежде всего, необходимо тщательно продумать гармоничную форму сотрудничества и застраховать себя от возможных рисков. Инвестиционный бизнес рассчитывается на годы вперед, на инвесторов может оказывать различные факторы, в том числе и политическая обстановка в стране. Видимо, не случайно проект соглашения о распределении продукции, добытой с Прикерченского участка шельфа Черного моря с Vanco International Ltd все еще находится в стадии разработки. В случае с украинским инвестором возможных рисков может быть значительно меньше. Кроме этого, любая страна, при росте мировых цен на нефть и газ, начинает увеличивать собственную добычу своими силами. Таким образом, она либо экономит на импорте иностранных энергоносителей, либо увеличивает прибыли от экспорта собственного топлива. Но в Украине все наоборот: в течение первого полугодия 2005 года, когда рост мировой цены на российский газ составил почти 20% и когда Россия уже начала говорить о либерализации газовых цен, прирост добычи украинского газа значительно замедлился по сравнению с подобным периодом в прошлом году. И это при том, что согласно официальным данным, прогнозируемые запасы газа в Украине составляют около 5 трлн кубометров. Этого газа Украине хватило бы на 70 лет. Разведанными из них является лишь 1,2 трлн кубометров, из которых в разработке государственными компаниями находится лишь 70%.
Вместе с тем, вопрос о том, возможно ли с помощью внутренней добычи обеспечить энергетическую независимость Украины, нельзя считать совершенно утопическим. Это вполне реалистичная цель, поскольку в Украине есть все предпосылки для ее достижения. Только прежде всего, нужно понять, что для государства намного эффективнее не оказывать влияние на рынок, а иметь на нем своего мощного ока. Таким оком мы видим представителей независимого бизнеса.
Хотим отметить, что согласно расчетам специалистов, для достижения в 2010 году запланированного показателя внутренней добычи газа в размере 21,5 млрд. кубометров газа необходимо в течение 2005-2010 годов ежегодно осуществлять капитальные вложения в добычу в размере 2,1–2,3 млрд. гривен. При нынешнем финансовом состоянии НАК «Нефтегаз Украины» подобные расходы могут казаться нереальными. Кроме этого, ситуация осложняется еще и тем, что очень трудно привлечь инвестиции в государственную компанию, которая имеет долги. Таким образом, ресурсы, которыми богата наша земля, не используются в полной мере на благо народа и государства.
Выход кажется естественным: если государство не желает распылять силы на разработку малых и средних местодений, оно может отдать это направление в частные руки. Независимые добытчики за собственные средства пробурят скважины, установят необходимое оборудование и начнут добывать газ, поставляя его стране. Но не все так просто. Почему же в Украине отечественной газодобычей при значительных запасах углеводородов не занимаются частные добытчики и она находится в таком кризисном состоянии?
Первое препятствие возникает еще во время аукциона, на котором реализуются лицензии на разработку местодений. Стартовая цена сразу устанавливается такая, что предприниматель, заплатив ее, никогда не сможет покрыть свои расходы. Нужно установить низкую стартовую цену, а в ходе аукциона будет определена ее окончательная, рыночная цена. Во-вторых нужно предоставлять льготы для местодений, которые располагаются в труднодоступных местностях и там, где газ находится на значительных глубинах. Третьей проблемой являются чрезвычайно тяжелые условия землеотвода. Мало купить лицензию на разработку местодения, нужно получить множество разрешений на его обустройство, начиная от сельского совета и заканчивая районным и областным советом. Волокита может длиться годами…
Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, мы убеждены, что государство в сфере газодобычи должно выполнять лишь регулирующую функцию и единственной ее головной болью должно стать обеспечение страны необходимыми объемами газа. Государство должно создавать привлекательные условия для газодобычи, имея целью единственное: чтобы частный капитал больше вкладывал в разведку и добычу, чтоб объемы внутренней добычи росли быстрыми темпами, а наша зависимость от России и среднеазиатских стран уменьшалась. Как только государство изменит свое отношение к отрасли и четко расставит приоритеты, частный капитал сделает свое дело, и через несколько лет Украина сможет наину, а может и больше обеспечивать себя собственным газом.
Роман Стоев
Ассоциации «Газовые трейдеры Украины»