«Да кто он такой, этот чертов Джереми Кларксон»?! – с апломбом восклицал за завтраком председатель жюри Autobest Дан Вардие. - Кому он интересен в Восточной Европе? Почему все должны слушать, что он скажет?» Дан – преуспевающий румынский журналист и бизнесмен, руководитель медиахолдинга Automedia. Именно обостренное чувство справедливости этого человека и его коллег из стран Восточной Европы привело к появлению автомобильной премии для растущих европейских рынков.
Председатель жюри Autobest Дан Вардие Fiat Grande Punto Skoda Roomster Hyundai Accent Opel Corsa Peugeot 207. Когда они начинали в 2001 году в Бухаресте, их было девять – Румыния, Болгария, Кипр, Хорватия, Македония, Мальта, Словакия, Турция и Югославия. За 6 лет Мальта, видимо, перестала расти, зато пришли Чехия, Словения, Польша, Украина и Россия в лице «Авто-ревю». Церемония-2007 проходила в Будапеште, чествовали присоединение Венгрии. За некоторыми исключениями, получилось автомобильное подобие «Славянского базара».
Между тем этот «базар» становится реальной силой в автомобильной Европе. Десять самых быстрорастущих авторынков Европы последних 10 лет – это как раз страны Autobest. Граждане Восточной Европы, большинство из которых выросли в суровых условиях автомобильного социализма, сейчас сметают с рынка все машины без разбора. С 1997 года венгерский рынок вырос на 220%, в Румынии рост составил 260%, в Болгарии – 470%, в Украине – 855%. Про российский рынок автопроизводители вообще говорят с восхищенным придыханием – это уже 5-й по величине рынок Европы. В 2006 году на страны «территории Autobest» пришлось 4,6 млн. проданных автомобилей, пятая часть продаж по всей Европе.
Какой же должна быть машина для Восточной Европы? По мнению организаторов премии, прежде всего она должна быть доступной. В отличие от буржуйских западных премий, Autobest ввел суровый ценовой ценз: стоимость номинантов на Гран-при не должна превышать 15 000 евро.
Раньше Гран-при получали Skoda Fabia Sedan, Citroen C3, Fiat Panda, Dacia Logan и Kia Rio. В этом году в борьбе за титул сошлись пять претендентов: Fiat Grande Punto, Skoda Roomster, Hyundai Accent, Opel Corsa и Peugeot 207.
При определении автомобиля – победителя в конкурсе Autobest жюри отобрало 13 критериев, которые были распределены «по весу» в зависимости от их значимости. Причем из общего числа 240 баллов до 60 баллов присуждалось в номинации «цена/качество», что говорит об очень важной роли этого интегрального оценочного показателя. Еще до 20 баллов отводилось для оценки таких показателей, связанных с возможностью эксплуатации в регионах, как дилерская сеть, доступность сервисных услуг и запасных частей, расход топлива, а также функциональность, гибкость трансформации и полезный объем багажного отделения. В сумме оценка этих показателей дает более ины общей суммы баллов. Оценивались и другие качества, актуальные для всех европейских стран, такие как применение новых технологий, управляемость, динамические характеристики и дружественность к окружающей среде. Для покупателей этой группы важную роль ает дизайн автомобиля, поэтому для оценки его качества было выделено до 30 баллов.
Борьба действительно получилась уй, но справедливой. Тот же Дан Вардие отдал первенство Fiat, в его листе Grande Punto обошла Corsa на 3 балла. Представляющий Россию Максим Кадаков, напротив, поставил на Corsa, второе место заняла 207-я Peugeot, а Fiat оказался лишь третьим.
В результате в драматичной борьбе с Fiat Grande Punto Гран-при завоевала-таки Opel Corsa. Шесть ов жюри отдали первое место Opel, пятеро – Fiat, один – Peugeot 207, и еще один не смог выбрать между Peugeot и Opel. В результате первое и второе место разделили всего 5 очков: у Corsa – 780, у Grande Punto – 775 баллов. Peugeot 207 также показала более чем достойный результат (704 балла), Hyundai Accent (433) и Skoda Roomster (428) зачислены в обоз.
Оказалось, что выбор Восточной Европы не так уж сильно отличается от мнения других стран Старого Света. Corsa уже собрала россыпь автомобильных наград по всему континенту. Главная из них – премия британского What Car?, которую называют «автомобильным Оскаром». В Дании, Великобритании, Чехии, Румынии, Сербии, Хорватии и Словении новая Corsa была признана автомобилем года. А в Швейцарии, Норвегии и Германии получила звание лучшего мини-автомобиля (Best Small Car).
В других номинациях Autobest утешали проавших. Fiat получил звание Companybest, а Джуджаро отхватил еще и Designbest за тот же Grande Punto, за что и поблагодарил всех видеопосланием. «Человеком года» стал Жан-Шарль Ливен – исполнительный вице-президент KIA Motors Europe, инициатор введения 7-летней гарантии на первую европейскую модель компании cee’d.
А что же Кларксон? Его Top Gear выбрал автомобилем года Jaguar XK. В Будапеште этот автомобиль получил Safetybest – «подскакивающий» при наезде на пешехода капот. Если бы не ценовой ценз, глядишь, XK и за Гран-при поборолся бы.
Сер Самсоном
Autonews