Цена природного газа для промышленных потребителей с 1 января 2007 года составила почти 200 долларов за 1 тыс. куб. м. При этом совершенно очевидно, что ни одна из обещанных правительством компенсаторных мер для сохранения контоспособности отечественных предприятий принята не была. По крайней мере – пока.
Как сообщил в минувшую среду на очередном балансовом совещании генеральный директор производственно-хозяйственного объединения «Металлургпром» Василий Харахулах, начиная с нового года металлургические предприятия Украины получают природный газ по цене 186-199 долларов за 1 тыс. куб. м с учетом всех дополнительных затрат (НДС, транспортировка и т.п.). Из этого следует, что, поскольку цена этого вида топлива на границе России и Украины составляет 135 долларов за 1 тыс. куб. м, все остальные платежи (51-64 доллара) достигают почти 50% его первоначальной стоимости.
Напомним, что в феврале прошлого года, исходя из роста цены на природный газ до 95 долларов за 1 тыс. куб. м, правительство установило предельную цену на этот вид топлива для всех категорий потребителей на уровне 110 долларов за 1 тыс. куб. м. При этом предполагалось, что такая цена сохранится до 2010 года. То есть, в период с февраля по декабрь прошлого года дополнительные расходы потребителей на газ составляли чуть более 10% от его стоимости на границе России и Украины. Таким образом, если цена на газ, определяемая Россией, в нынешнем году выросла чуть более чем на 30% (с 95 до 135 долларов за 1 тыс. куб. м), то дополнительные затраты на него, зависящие от самой Украины, выросли примерно в 3,5-4,3 раза.
Такое соотношение роста первоначальной и конечной цены газа для украинских потребителей вынуждает констатировать, что Россия – другое государство, проводит гораздо более либеральную ценовую политику в отношении Украины, нежели она сама. Это тем более странно, что с тех самых пор, как отечественные власти, равно как и сами потребители, пообвыклись с новой ценой на голубое топливо, правительство неустанно обещало разработать комплекс компенсаторных мер, дабы 30% рост цены не отразился на контоспособности промпроизводителей. Так, осенью министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко пообещал, что новый уровень предельной цены на природный газ для промышленных потребителей будет определен и утвержден не позднее декабря 2006 года.
Примерно в то же время первый вице-премьер-министр, министр финансов Украины Николай Азаров изложил общие принципы, которых правительство намерено придерживаться в ходе расчетов новой цены. Как он тогда заявил: «Единственная составляющая, которую мы не можем изменить, – это входящая цена на газ. Все остальное изменить мы можем». Естественно, цель предполагаемых изменений состояла в сохранении положительной рентабельности и контоспособности крупных отечественных предприятий, образующих основу отечественной экономики. А потому, по словам г-на Азарова, для выработки адекватных смягчающих мер необходимо было провести соответствующие расчеты буквально для каждого крупного предприятия. То есть, определить уровень их целесообразности, технико-экономической и финансовой обоснованности для промпотребителей. Данная задача была возложена на специально созданную для этого рабочую группу под руководством вице-премьер-министра Украины Андрея Клюева.
Что же касается самих предполагаемых мер, то в числе оных г-н Азаров называл, во-первых, снижение налоговой нагрузки на крупные промышленные предприятия. А, во-вторых, снижение тарифов на транспортировку и поставку газа, как выяснилось образующих на сегодня треть конечной цены газа для промышленных потребителей. И, в третьих, Кабинет Министров Украины «изучал возможность» дифференциации тарифов на транспортировку газа в зависимости от удаленности от российско-украинской границы, на которой продается импортируемый газ.
Исходя из имеющихся на сегодня результатов следует сделать вывод, что рабочая группа, возглавляемая г-ном Клюевым, проанализировав хозяйственно-экономическую деятельность крупных промышленных предприятий, вероятно, сочла нецелесообразным оказывать им помощь в условиях роста цены на природный газ. Более того, поскольку тарифы на транспортировку и поставку газа отнюдь не снизились, а, наоборот, возросли гораздо больше, чем исходная цена на голубое топливо, она видимо решила, что рентабельность промпредприятий просто «зашкаливает». Что же касается дифференциации этих тарифов, то правительство, вероятно, «изучив такую возможность», оной просто не обнаружило.
Впрочем, через несколько дней после состоявшегося на прошлой неделе балансового совещания правительственный комитет по ТЭК поручил Министерству промышленной политики и Национальной комиссии регулирования энергетики (НКРЭ) совместно с поставщиками и потребителями газа разработать схему поддержки наиболее зависимых от газа отраслей промышленности. Как прогнозирует по этому поводу Комитета Верховной Рады по ТЭК Михаил Волынец, поскольку «тариф на транспортировку в нынешней цене на газ занимает незначительную долю, у правительства есть только один способ обеспечить предприятия газом по более низкой цене – освободить их от уплаты НДС на этот вид сырья».
Между тем, относительно того, как повлияет новая цена на природный газ на украинскую экономику, Международный валютный фонд (МВФ) придерживается иного мнения, называя ее в числе двух основных рисков. Вторым, традиционно, является вероятное снижение цен на экспортируемую металлопродукцию. По мнению представителей МВФ, обе эти тенденции «могут привести к ухудшению сальдо счета текущих операций и несколько ограничат перспективы экономического роста». С учетом чего фонд прогнозирует рост ВВП Украины в нынешнем году на уровне не более чем 4,5%.
В свою очередь руководство Министерства промышленной политики Украины, сведя воедино подсчеты предприятий горно-металлургического комплекса, считает, что рост цен в текущем году на природный газ почти в два раза (со 110 до 186-199 долларов за 1 тыс. куб. м) и ожидаемое повышение стоимости электроэнергии на 9,5% приведет к снижению финансового результата отрасли на 2,4 млрд. грн. А руководство ПХО «Металлургпром» в свете, а точнее – в сумраке, этой перспективы предлагает метпроизводителям просто экономить. Так, по словам г-на Харахулаха, в 2006 году среднесуточное потребление природного газа метпредприятиями Украины составляло 19,5 млн. куб. м. В то же время в мае-октябре прошлого года потребление газа снижалось до 18,1-18,2 млн. куб. м в сутки, что позволило значительно сэкономить данный вид энергоресурсов. А значит – меткомбинатам следует «равняться» на показатели мая-октября.
Елена ГерасимоваE-NEWS agrinews.com.ua