«Мы будем иметь 53 доллара с каждой тонны поставляемой в Беларусь», - такими словами завершил Михаил Фрадков свою встречу с белорусским премьер-министром Сергеем Сидорским. Однако чем же стал российско-белорусский конфликт для обеих стран и всего мира.
Белорусско-российский энергетический конфликт, в который раз продемонстрировал – Россия будет продолжать выжимать максимум из «дорогой нефти». Этот тезис подтверждается выступлением Владимира Путина в ходе информационной перепалки. «Если нам не удастся договориться, то придется вводить ограничения» - заявил российский лидер еще 25 октября в ходе прямой линии с россиянами.
В ночь с 7-го на 8-е января Европа убедилась, что бывший офицер КГБ держит свое слово. Россия прекратила поставки нефти в Европу, заставив последнюю на время вспомнить о нефтяном кризисе 1973 года. Однако ЕС отреагировал как обычно, призвав Белоруссию и Россию как можно скорее разрешить энергетический конфликт.
В частности, Еврокомиссар Андерс Пибалгс назвал прекращение поставок нефти недопустимым и призвал Россию немедленно возобновить прокачку нефти в европейском направлении. Однако дальше деклараций дело пока не пошло. Более того, ЕС даже не договорился о совместной энергетической политике.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие внятной реакции со стороны европейский потребителей российских энергоносителей и вопреки массированной информационной атаки Кремля имиджу РФ как надежного поставщика энергоносителей нанесен мощнейший урон. Это отчасти признал премьер-министр РФ Михаил Фрадков. По его словам, из-за российско-белорусского конфликта пострадал имидж России как надежного поставщика энергоресурсов.
Однако, по нашему мнению, Европа в краткосрочной перспективе готовит ответ на российский «энергетический хук». Так, Германия планирует продлевать срок жизни своих атомных реакторов, постепенно сокращая потребление импортного сырья. Кроме того, ЕС продолжает работать с Азербайджаном и Украиной о транспортировке «легкой» каспийской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды.
Белорусско-российский конфликт стал для белорусского президента Александра Лукашенко расплатой за амбиции. Не секрет, что «бацька» шел на интеграцию с РФ, мысленно видя себя в Кремле, однако, видя, что Владимир Владимирович пришел всерьез и надолго он замедлил интеграционные темпы, за что и поплатился.
Лукашенко был вынужден сдать позиции, поскольку в противном случае Белоруссию ожидал бы экономический коллапс, ведь ее экономика практически полностью зависит от российских субсидий и дешевых энергоносителей, на которых собственно и построено легендарное «белорусское экономическое чудо».
Кроме того, данный конфликт, по-видимому, ставит крест на белорусско-российском интеграционном проекте. Ведь не зря же «бацька» заявил, что независимость ему дое всего. Таким образом, можно предположить, что в ближайшее время мы увидим совместные белорусско-украинские союзы.
Какие же уроки из конфликта должна извлечь Украина? Во-первых – противостояние с Россией один на один, как правило, заканчивается поражением. Во-вторых – необходимо немедленно создать Государственный стратегический нефтяной резерв. В-третьих, налаживать сотрудничество с европейскими странами, при этом предлагая им внятные решения, а не вчера аверс, сегодня реверс. В-четвертых – провести модернизацию на украинских нефтеперерабатывающих заводах с целью повышения глубины переработки до 96-98%. Также, украинское руководство должно проводить последовательную и единую внешнюю политику, а не разделять ее на «президентскую» и «премьерскую». Внешнеполитическое направление не должно быть предметом политических торгов
В противном случае «энергетические кризисы» в Украине перерастут в перманентные.
E-NEWS agrinews.com.ua