Флеш-мультфильмы - самобытный и прибыльный жанр
Мультфильмы приобрели огромную популярность не только на телевидении, но и в глобальной сети. Конечно, эта популярность не сравнится с популярностью кино, но все же она достаточно высока. К анимации в Сети довольно невысокие требования со стороны зрителей. Неважно, красиво ли нарисовано, главное, чтоб сюжет был интересный. К тому же графика должна быть простая, поскольку до сих пор многие россияне пользуются Интернетом через модемное подключение. То есть мультик должен быть небольшим по размеру (сжатые видеокодеками обычные мультфильмы сильно теряют в качестве). Идеальным средством для такой анимации стала технология «флеш».
Небольшие флеш-мультфильмы - это самобытный жанр, поденный глобальной сетью. И смотрят его миллионы, распространяя с помощью механизма «вирусного маркетинга» (который заключается в передаче информации о продукте из уст в уста, когда повышается и известность продукта, и доверие к нему потенциальных клиентов). Естественно возникает вопрос: как использовать раскрученную технологию в коммерческих целях, а не просто для самовыражения?
Самым популярным проектом на флеш-технологии в Рунете стала «Масяня» Олега Куваева, появившаяся в 2003 году, а сейчас уже почти забытая. Персонаж этот вышел и в «оффлайн», потом было несколько судебных дел по незаконному использованию образа. Сейчас с неавторизованными «масянями», кажется, покончили, а сам персонаж появляется в рекламе модемов Zyxel. Также выходят небольшие мультфильмы с Масяней, которые так или иначе обыгрывают тему прелести Интернета вообще и продукции спонсора.
Но с «Масяней» Куваева была понятная история. Сначала появился персонаж, который стал популярным. После этого его принялись использовать в рекламных целях. То есть если отбросить рисованную сущность Масяни, ситуация идентична использованию образа, скажем, Марии Шараповой компанией Motorola. Однако кроме этого, рекламщики создают мультсериалы, о чем мы писали, изначально ориентированные на решение задач рекламодателя. Эта тенденция наиболее заметна в США. Спонсорами сериалов выступают компании, далекие по сфере бизнеса от интернета (в отличие от тех же Zyxel). Это и автопроизводители, и страховые компании, и даже производители маргарина.
«Реклама — это главное и основное»
Тольяттинский проект «Антимульт» (antimult), стартовавший через год после «Масяни» (mult), должен был, судя по названию, стать своеобразным антиподом Масяни, альтернативой куваевской эстетике и философии питерской претенциозности. По мнению автора статьи, проект «Антимульт» нарисован интереснее, чем «Масяня», причем здесь хорошая не только форма, но и содержание. Добавим сюда еще хорошо подобранный саундтрек.
«Главное отличие от всего, существовавшего ранее в Рунете, – пишут «антимульты» сами о себе, – качественная flash-анимация и нестандартные сюжеты, тяготеющие скорее к искусству, нежели к массам». По словам одного из создателей «Антимульта» Андрея Саймакова, к Масяне команда тольяттинцев относится положительно. Проект представляет собой «нечто иное, но при этом не враждебное», - говорит Саймаков.
Ему и руководителю проекта Максиму Кадырову на паях с другими партнерами принадлежат две небольшие газеты и рекламное агентство в Тольятти. В этом, возможно, и заключается единственное реальное возможное противопоставление Масяни и «Антимульта». Если Куваеву внедрение в бизнес далось с трудом и с большими потерями, то новый проект начинают деловые люди, более адаптированные к бизнес-реалиям России. «Антимульт» показывает, насколько странной и неоднозначной была эта «адаптация».
«Реклама — это главное и основное». Так называется первый мультфильм проекта. Вектор направленности на рекламу был задан с самого начала. В центре произведений - работа небольшого рекламного агентства, взаимоотношения его сотрудников друг с другом и с окружающим миром. Каждая серия представляет собой эдакое обывательски-философское наблюдение, жизненную зарисовку. Прототипом главной и, бизнес-вумэн Фины, стала Наталья Овчинникова, ныне директор по развитию студии «Антимульт».
Клиентами студии за годы их работы стали МТС, Rambler, Минпромэнерго России, Инвестсбербанк, «ВолгаТелеком», Издательство «Эксмо», PlayFon и многие другие. Потенциал студии «безумно высокий», пишет на е студии антимультовец Саймаков. Антимульты разрабатывают креативные концепции рекламной кампании, анимационные ТВ-ролики, POS-материалы рекламной кампании, делают клипы (например, для «Группы ПМ») и многое другое. Одна секунда ролика студии стоит несколько сотен долларов.
Ниша нестандартных медиа-решений в Интернете и рекламной флеш-анимации пока практически свободна. Но рынок интернет-рекламы стремительно развивается, и в России он самый динамичный, чему в большой степени способствует новый закон «О рекламе». Флеш-технологии проникают и на ТВ - СТС, МузТВ и НТВ большинство заставок уже делают во флеш. В мире же сектору медийной интернет-рекламы (включая видеобаннеры), эксперты предсказывают наибольший рост– в совокупности этот сектор в 2007 году сумеет аккумулировать $10,5 млрд. рекламных средств компаний во всем мире или четвертую часть от всей Интернет-рекламы.
Год назад, в рамках «Дней брэндинга в Самаре», Наталья Овчинникова провела видеопрезентацию: «АнтиМультяшная» реклама – весело и эффективно. Как использовать флеш-анимацию в продвижении продукта». В мае студия Antimult MSK (московский офис компании) получила золото на конкурсе ADCR Awards 2006 в номинации «Интегрированная коммуникация, новые и смешанные медианосители». А в июне их знаменитый интернет-сериал про Фину переехал с адреса antimult на antimultmsk.
КМ.ru