Наверное, мало кому придет в голову воссоздать в собственном доме интерьер в стиле средних веков. Изначально воспоминания об этой эпохе неизбежно дают мрачные ассоциации, воображение рисует угрюмые картины быта, жестокие нравы и непременно бесчинства инквизиции. Все – правда. Но ведь атмосфера средневековья – это еще и рыцарские турниры, и сонеты «Прекрасной Даме», и ые интриги, и пышные приемы в огромных залах, и масса всего прочего, до чего додумалось человечество к тому времени.
Подобный контраст в рамках одной исторической эпохи вполне объясним: не имея однозначных хронологических границ, средневековье в Европе насчитывает меж тем огромный, более чем тысячелетний отрезок времени – от падения Римской империи и вплоть до XV, а в отдельных областях до XVII–XVIII веков. Разумеется, в течение этого периода архитектура, интерьер, изобразительное, прикладное и прочие искусства испытывали влияния, переживали изменения – словом, не стояли на месте, а активно развивались.
Наше обывательское, отчасти снисходительное отношение к средневековью, вероятно, во многом складывалось благодаря оценке, данной ему профессионалами. Так, вплоть до начала XIX столетия, когда средневековье наконец-то было реабилитировано иками, итальянское Воздение и европейский классицизм считали его безнадежно регрессивным, полностью варварским, «темным и мрачным». Удивительно, с какой беспечностью был оклеветан самый продолжительный в истории период!
Средневековый интерьер, изрядно «растянувшийся» и во времени, и в пространстве, всегда отражал насущный быт дня текущего, со всеми его художественными идеалами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что европейские жилища средних веков отличаются таким многообразием.
Среди них практически невозможно выделить один определенный господствующий стиль; многое было обусловлено предыдущими традициями. И в первую очередь – античности, которая легла в основу романского искусства Западной Европы и восточной Византии, отразилась в быту кельтов и норманнов, славян и арабов.
Было бы нелепо сравнивать испано-мавританский интерьер, в частности одного из самых великолепных дворцов средневековой Европы, Альгамбры в Гранаде: «…помещения напоминали сказочные чертоги, услаждавшие глаз: фонтаны, ниши, альковы, колонны. Во внутреннем убранстве наряду с лепниной и цветными изразцами на стенах и потолках, с прекрасными изделиями из керамики, богатыми коврами и роскошными тканями… и т. д.» с обстановкой, скажем, древнерусских хором того же времени. Иными словами, интерьер средних веков чрезвычайно многообразное явление.
По пятам стереотипов
Впрочем, не углубляясь в историко-искусствоведческие дебри, следует признать, что вопреки отдельным «частностям» существуют и определенные стереотипы. Благодаря им мы и рисуем в собственном воображении интерьер дома, выполненный в средневековом стиле.
Сразу стоит сказать, что он различается в зависимости от типа архитектуры, главным образом каменного замка как наиболее аристократического и богатого типа жилища, и демократичной постройки в так называемой технике фахверка. С ней, признаться, все не однозначно; особенности ее конструктива в дальнейшем переняла и приспособила к своим нуждам традиция искусства модерна конца XIX–начала XX столетий, «смешав карты» и во многом сбив с толку.
Разумеется, и интерьер не сумел избежать определенных заимствований, связанных в первую очередь с оформлением потолочной части. По правде сказать, в более позднем исполнении такая конструкция оказалась намного интересней и в архитектурном, и в историко-бытовом смысле. Поэтому вряд ли стоит подробно останавливаться на ней сейчас.
Тем более что черты средневекового стиля, в том числе интерьера, гораздо характернее именно для замковых построек. Во-первых, они много лучше сохранились, что позволяет и по сей день довольно подробно их изучать, описывать, сравнивать и т. д. Во-вторых, домашняя обстановка состоятельной части средневекового общества открывает более широкие возможности для подражания и сулит определенные предпосылки в вопросах определения стиля.
Итак, мрачноватый силуэт замка, довольно большие, но слабо освещенные помещения которого навевают ощущение неизвестности, винтовые лестницы, стоевые башни, каменные террасы, небольшой огород (непременная черта средневекового замка, в современном варианте успешно воплощаемая идеей зимнего сада); крошечные окна-бойницы, массивные деревянные балки (тот самый прием, заимствованный модерном!), полы, выложенные каменными плитами; в отдельных случаях мозаика, гораздо позже – витраж.
Завершает картину огромный очаг с жаровней и массивная мебель. Действительно, на первый взгляд сюжет довольно угрюмый. Но если присмотреться ко всему внимательнее, обнаружатся весьма интересные «фокусные точки», смысловые акценты и прочие декоративные изыски.
«Конструктивные» элементы
Окна были совсем небольшими, с этим поспорить трудно. Отчасти это объяснялось стратегической целесообразностью (замкам постоянно приходилось выдерживать штурмы или осады). С другой стороны, вспомним, что оконное стекло распространилось, например, в Центральной и Северной Европе лишь к XVI веку, да и то еще долгое время оставалось баснословно дорогим. Конечно, оно было привилегией лишь богатого сословия, но тем не менее даже владельцы роскошных загородных резиденций совсем не спешили раскошеливаться на столь хрупкое и эфемерное удобство.
Сегодня еще одним атрибутом стилистики средневековья является витраж. Несмотря на то, что в романской архитектуре он практически отсутствовал, а в готике всегда выступал как неотъемлемая часть церковного, но никак не жилого убранства, современная обстановка, стилизованная под ту эпоху, витраж вполне допускает.
Витраж идеален при больших окнах или дверях, эффектно смотрится в проемах, имеющих полукруглую арочную форму. Маленькое пространство не для витража, и, к сожалению, в современном загородном интерьере он часто смотрится довольно нелепо. В любом случае окно как шедевр архитектурного и интерьерного искусства – это не про раннее средневековье. Применительно к замковой архитектуре окно выполняло сугубо утилитарные задачи, прочими же достоинствами мы наделили его сами.
Итак, окно. Компенсировать недостаток естественного освещения удавалось одним-единственным способом: используя большое количество светильников и факелов. Эта особенность средневекового интерьера открывает широкие возможности для современного дизайна. Стоит лишь уловить общее настроение, а для этого в первую очередь уделить внимание настенным светильникам, ведь именно они больше других соответствуют духу средневекового замка – простых форм и материалов, несколько грубоватые, словно сделанные наспех.
Соответствующей должна быть и отделка помещения – основательной, надежной, практичной. Кто-то предпочтет деревянные полы, возвращающие в обстановку рыцарских залов средневековых замков; кто-то выберет керамическую плитку, повторяющую структуру камня. То и другое смотреться будет неплохо. А деревянные балки над головой (вернее сказать, под потолком) разнообразят колорит общей картины.
Ни в коем случае не стоит пренебрегать еще одной деталью, пришедшей из глубины веков и некогда авшей в интерьере замка-крепости первостепенную роль. Речь о камине. Если сегодня мы, отдавая должное его сугубо эстетическим задачам, норовим все-таки обогреваться электрическими приборами, а пищу готовить на современной плите, то у домочадцев средневекового замка просто не было иного выбора, как подстраивать свою жизнь под дыхание очага. В сегодняшнем интерьере камин в чести: можно сделать его большого размера и обязательно выразительным художественно. И раз в году экзотики ради готовить в нем пищу на вертеле!
В обстановке теплых вещей
Настало время ответить на вопрос: что же формирует средневековый интерьер, помимо конструктивных особенностей самой постройки? Что выступает наполнением, начинкой «пирога»? В первую очередь, конечно, мебель. Потом – текстиль. После всего – мелкие предметы декоративно-прикладного искусства.
Средневековый интерьер представлял собой пространство, в котором первостепенное значение придавали дереву. Наряду с железом и золотом оно считалось настолько драгоценным материалом, что стало символом земных благ. Пожалуй, единственным достойным соперником дерева выступил камень. Впрочем, это отдельная история.
Довольно грубая в художественном отношении деревянная мебель в стиле так называемого раннего средневековья в интерьере сегодняшнего загородного коттеджа может выглядеть очень эффектно. Особенно если она гармонирует с общим обликом дома. Добавить к этому стилизованные деревянные крючья в стенах, чугунную люстру с десятком свечей, набор каминных принадлежностей – и картина будет практически законченной. Предметы обстановки следует подбирать непременно большие и даже брутальные.
Нарочито небрежно вырубленный деревянный стол, под стать ему – тяжеловесный комод, массивные стулья и кресла и т. д. Впрочем, заглянув в эпоху позднего средневековья, несложно убедиться, что громоздкая мебель вполне может быть украшена и потрясающей красоты декоративной резьбой, самым распространенным элементом орнамента которой был трилистник.
Помимо гостиной залы, в современном доме нетрудно будет повторить и интерьер спальни, выполненной в средневековом стиле. Главный акцент – кровать, она обязательно должна быть большой и тяжелой, с украшенной резьбой спинкой, состоящей из массивного основания, на четырех ногах, переходящих в стойки. На них, как правило, крепился полог из тяжелых плотных тканей. Впрочем, сегодня, в век практичности, балдахин вполне можно заменить чем-нибудь полегче типа москитной сетки.
Кстати, именно текстиль вносил последний штрих в средневековый интерьер. Вытертые тканые ковры на стенах и на каменном полу, расшитые растительным орнаментом салфетки и скатерти на столе – на протяжении столетий все это было непременными атрибутами обстановки. Мрачные каменные или деревянные стены увешивали шпалерами, которые и украшали, и утепляли холодные помещения; такие же шпалеры, только в виде портьер, закрывали и окна. Сегодня они просто помогут передать настроение.
Кому-то, быть может, покажется небезынтересным, что в средневековую Европу ткани доставлялись в основном из восточных стран. А значит, включив фантазию на соответствующую волну и набравшись терпения для долгих путешествий по салонам города, в том числе и антикварным, вполне можно в конце концов воссоздать имитацию той далекой эпохи.
Немного погодя средневековье перестало быть столь мрачным, каким казалось вначале. Мозаичные покрытия и витражи, камень и дерево, грубые предметы обстановки и изящная мелкая пластика, однотонные поверхности и яркая а красок, гладкая стена и цветочный рельеф – все это и многое другое на протяжении десяти, а то и тринадцати столетий использовали в разных уголках Европы для создания жилой обстановки, называя «средневековым стилем». Сегодня обустройство интерьера собственного дома продолжает оставаться процессом сугубо творческим и, как правило, бесконечным. Тем более когда речь заходит о стиле, вобравшем в себя так много, что впору усомниться в его существовании.
zagorod.spb
agrinews.com.ua