Заместитель генерального директора Украинского центра экономических и политических исследований имени А.Разумкова Валерий Чалый заявил, что Украина выступает за трансформацию Содружества Независимых Государств в межгосударственный механизм консультаций и переговоров по ключевым вопросам, существенно усилив его экономическую составляющую.
«Украина сегодня выступает за существенное реформирование СНГ, в другом случае она, по моему мнению, вряд ли будет принимать участие в этом объединении. Украина никогда не станет могильщиком СНГ, но и не будет проявлять активную позицию, пока не станет понятно, куда же двигается это образование», - сказал Чалый, сообщает УНИАН.
По его словам, «сама задумка иметь площадку для обсуждения вопросов, волнующих постсоветские страны с их спецификой, не снимается из повестки дня. Но СНГ не может стать инструментом для реинтеграции этих стран».
Говоря о перспективах очередного саммита глав государств-участников СНГ в Минске 28 ноября, Чалый отметил, что он вряд ли станет ключевым в судьбе СНГ.
Он напомнил, что Украина не является формальным ом Содружества, поскольку не ратифицировала Устав СНГ, и таким образом «имеет странный правовой статус в нем – она является основателем, но не ом этой организации».
«Украина является только участницей СНГ, а это на практике значит, что Украина присоединяется только к тем многосторонним соглашениям и механизмам, которые считает, отвечающими ее национальным интересам», - отметил Чалый.
По его мнению, «Содружество выполнило - и достаточно неплохо - свою функцию как механизм для мирного развода постсоветских стран, но новой, эффективной роли, как серьезного политического и экономического объединения, оно до сих пор не нашло».
Причиной этого Чалый назвал «доминирование одной страны в этой организации, и различный выбор моделей развития группами стран».
«Наличие СНГ и задекларированных механизмов не позволило избежать, скажем, торговых войн. Соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ так и не ратифицировано, в частности Россией. Вопрос замоенных конфликтов на территории СНГ – Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах - также не решается, поскольку ключевые страны СНГ становятся на одну, чью-то сторону в этих конфликтах. Хотя в некоторых сферах СНГ сработало эффективно – это касается объединения усилий в борьбе против терроризма, налаживания человеческих контактов, некоторых социальных вопросов», – сказал он.
Чалый также отметил, что «эфективность СНГ подвергалась сомнению не только Украиной, но и, скажем, Россией».
«Подтверждением этому было создание интеграционных объединений - экономических и безопасности - второй волны. Это – Организация договора о коллективной безопасности, ЕврАзЭС, ЕЭП. Фактически, страны СНГ разделились на две группы: те, которые отошли в упомянутые организации, и те, которые объединились вокруг Украины, в ГУАМ, и которые сориентированы на будущую перспективу ства в ЕС и НАТО. Россия же использовала СНГ и другие объединения на постсоветском пространстве как механизм возможной реинтеграции», - считает эксперт.
По его мнению, «Украина стала более инициативной в предложениях о реформировании СНГ, но не согласится на те варианты, которые создадут проблемы для ее евроинтеграционного движения».
Деловое издание E-NEWS