С 2007 года все переговоры Брюсселя со странами-соседями ЕС, в том числе и с Украиной, будут начинаться с обсуждения энергетических вопросов. Евросоюз меняет политику в отношении своей энергетической безопасности, определяя ее как основу дальнейших взаимоотношений со своими соседями и странами-ами. «Моя задача — сделать тему энергетики центральной на каждом саммите ЕС с третьими странами в 2007 году», — сказал президент Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозо в ходе открытия представительной конференции в Брюсселе, посвященной будущему европейской политики энергетической безопасности.
Баррозо добавил, что до последнего времени энергетический аспект не входил в число ключевых приоритетов ЕС, однако сегодня именно энергетика должна стать основополагающим звеном интеграции как внутри, так и за пределами Евросоюза. «ЕС начинался с общих энергетических документов — «Объединения угля и стали» и договора «Евратом» — пришло время опять поставить этот вопрос во главу угла», — сказал Баррозо.
Энергетический формат «политики соседства»
На сегодняшний день ЕС зависит от поставок энергоресурсов из-за рубежа на 50%, а к 2020 году эта зависимость увеличится до 70%. Принимая этот факт во внимание, Брюссель намерен переформатировать «Политику соседства», на основе которой строятся отношения ЕС со странами-соседями, включая Украину. В рамках новой политики будет усилен энергетический диалог с государствами каспийского, черноморского и средиземноморского регионов.
Предполагается, что ЕС увеличит объем финансирования программ в рамках политики соседства. Произойдет смещение фокуса программ технической поддержки в сторону энергетики. Также будет создан специальный фонд — Neighborhood Investment Fund. Уже на следующей неделе Еврокомиссия проведет слушания по результатам выполнения планов-действий со странами-соседями, которые являются практическим инструментом реализации политики соседства. Также будут определены предварительные размеры фондов и принципиальные изменения в данной политике. Ее реализацией займется Германия, которая будет председательствовать в ЕС с января 2007 года. Также в рамках новой энергетической стратегии ЕС будет переформатирована программа INOGATE, занимающаяся реабилитацией региональных трубопроводов, и пересмотрены так называемые «Бакинские инициативы», которые регулировали энергетическое сотрудничество Евросоюза и стран каспийского и черноморского регионов.
К Украине претензий нет
«Мы активизировали сотрудничество с Украиной в рамках более тесной интеграции наших энергетических рынков. Эта страна ает ключевую роль в транспортировке российских энергоресурсов», — сказала еврокоммисар по вопросам внешних связей и европейского соседства Бенита Ферреро-Вальднер на открывшемся энергое в Брюсселе.
У ЕС пока нет больших претензий к Украине относительно ее участия в обеспечении Европы энергоресурсами. Волнения европейцев улеглись после того, как наша страна в декабре прошлого года подписала меморандум взаимопонимания в сфере энергетики. «Мы для Европы — тот буфер, который между Россией и Европой, или непосредственные участники процесса?» — поинтересовался секретарь Совета национальной безопасности и обороны Виталий Гайдук, также принимающий участие в е. У Евросоюза пока нет четкого ответа на этот вопрос.
Реформы изнутри
Изменять свою энергетическую политику ЕС начнет изнутри. Основная задача Брюсселя — создать единый европейский энергорынок. Пока он представляет собой разрозненные национальные рынки, действующие в своих собственных интересах.
Также будет сделан акцент на снижении энергоемкости предприятий. Предполагается, что к 2020 году ЕС сократит объемы потребления энергии на 20% по сравнению с сегодняшними показателями. Это принесет экономию каждой европейской семье от 200 до 1 тыс. евро в год. Кроме этого Евросоюз собирается увеличить объемы производства энергии из возобновляемых источников. В этой связи Еврокомиссия фактически не будет вмешиваться в стремление той или иной страны развивать ядерную энергетику, фактически одобряя ее развитие.
Европейцы только начали разрабатывать свою новую энергетическую стратегию, и следующий год будет ключевым в разработке и утверждении ее принципов. Тогда и определится роль и статус Украины в данной политике.
Роман Брыль, «ДЕЛО»