• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • «За двумя зайцами»: ЕЭП и ВТО
    Опубликовано: 2005-11-25 15:04:00
    «Как можно управлять страной, в которой столько же сортов сыра, сколько дней в году!» - такую характеристику Франции дал отчаявшийся президент Шарль де Голль.
    В Украине сыров явно поменьше, но проблема управляемости стоит очень остро, подтверждение чему – взаимоисключающие заявления властьимущих, которые, в частности, касаются внешней экономической политики.
    Украина, где сыром называют и суточный творог, и двухлетний пармезан, растянулась в шпагате между Всемирной торговой организацией и Единым экономическим пространством, надеясь, что известная оптимистическая реплика «в политике нет невозможного» даст фору пессимистической «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». К чести украинских чиновников, находясь в несколько неудобной позе, они стараются «не терять лицо» и демонстрируют уверенность в том, что можно убить двух зайцев сразу: оставаться ом ЕЭП и войти в ВТО.
    О подобном, на первый взгляд, противоречии, корреспондент «Главреда» поговорил с директором Департамента сотрудничества с СНГ и Российской Федерацией Министерства экономики Украины Владимиром Шевченко.
    Поговаривают, что ство в ЕЭП и в ВТО - это взаимоисключающие вещи. Так ли это?
    ЕЭП и ВТО не являются явлениями, исключающими друг друга. В любом из проявлений ЕЭП (то ли в виде зоны свободной торговли, то ли в качестве таможенного союза), он не будет запрещен правилами ВТО. Более того, статья XXIV основополагающего соглашения ВТО – Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) – поощряет создание интеграционных объединений как со странами-ами ВТО, так и со странами, не являющимися ами этой организации. В то же время, существует ряд условий для создания таких объединений. Так, к примеру, таможенные пошлины, которые устанавливаются в результате формирования зоны свободной торговли или таможенного союза, не должны в целом быть выше, чем те, которые действовали на составных территориях до формирования интеграционного объединения. Таким образом, ство Украины в зоне свободной торговли в рамках ЕЭП не запрещено правилами ВТО и должно обеспечить более глубокую либерализацию, чем ту, которая предусмотрена обязательствами Украины при вступлении в ВТО.
    Чем же в таком случае ство в ЕЭП может помешать вступлению Украины в ВТО, о чем периодически говорят некоторые эксперты и политики?
    ство Украины в ЕЭП может помешать вступлению Украины в ВТО только при условии, что Украина решит формировать таможенный союз с другими странами-ами ЕЭП. В этом случае, Украина будет вынуждена принять общий тариф стан-ов ЕЭП по отношению к третьим странам, который, с учетом уровня тарифных обязательств Российской Федерации, будет выше уровня тарифных обязательств Украины при вступлении в ВТО. Это, безусловно, приведет к пересмотру обязательств Украины в рамках ВТО. В равной степени такие препятствия будут и перед другими участниками ЕЭП.
    Несмотря на подобное неблагоприятное обстоятельство, Украина все-таки не спешит отказываться от ЕЭП. Премьер Юрий Ехануров недавно заявил, что наша страна согласовала и уже готова подписать часть из 93 документов по ЕЭП. О чем, в общих чертах, согласованные документы? и в чем проблема принятия оставшихся 76 документов?
    Перечень из 93 проектов международно-правовых документов, формирующих юридическую базу Единого экономического пространства, принят решением Группы высокого уровня (ГВУ) в июне 2004 года.
    Из этого перечня во время Саммита глав держав–участниц Соглашения о формирование ЕЭП в Астане в сентябре 2004 года был выделен пакет из 29 документов, подлежащих подписанию в первоочередном порядке.
    Украина выработала собственную позицию относительно участия в ЕЭП, которая приведена в изданном в июне 2005 года Указе Президента Украины и отражена в Заявлении Президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины от 27 августа 2005 года.
    В чем же состоит позиция нашей страны по отношению участия в ЕЭП?
    Украинская позиция состоит из трех основных элементов:
    - Основная цель участия Украины в формировании и функционировании ЕЭП – создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений.
    - Украина определяет готовность к подписанию Соглашений, формирующих ЕЭП, исходя из принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции, позволяющего принимать решения о сроках присоединения к Соглашениям на основе национальных интересов.
    - Заключенные в рамках формирования ЕЭП международно-правовые документы должны отвечать нормам и принципам Мировой организации торговли, а также не создавать барьеров для реализации в будущем планов Украины относительно создания зоны свободной торговли и таможенного союза с Европейским Союзом.
    Судя по проделанной аналитической и документальной работе, о которой вы рассказали, Минэкономики не ленится заниматься проблемой ЕЭП. Как далеко зашла Украина в оформлении своего ства в ЕЭП?
    На данное время процесс формирования Единого экономического пространства четырех стран находится на стадии экспертного согласования разработанных проектов Соглашений, которые должны обеспечить правовую основу функционирования ЕЭП. Предполагается, что первоочередные проекты будут готовы к подписанию в конце 2005 года.
    Основу первоочередного пакета составляют соглашения, содержащие элементы зоны свободной торговли. В то же время, часть документов несет либо положения более глубокой интеграции, характерной для таможенного союза, либо содержит ссылки или прямые указания на делегирование части экономического или политического суверенитета в наднациональные органы. Эти положения противоречат выработанной позиции Украины, поэтому украинская сторона заявила о готовности подписать на данном этапе 15 первоочередных документов. И предложила в качестве второго списка первоочередных документов перечень из 25 проектов.
    О чем эти 15 первоочередных и 25 документов второго списка?
    В перечни включены документы, которые вводят такие нужные для эффективного функционирования и дальнейшего развития зоны свободной торговли элементы, как унификация системы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте, упрощение порядка таможенного оформления, закрепление основных принципов осуществления контной политики, порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мероприятий и ряд других.
    Таким образом, на данном этапе Украина будет подписывать только те соглашения, которые обеспечивают создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений в рамках четырех стран и не несут в себе элементов таможенного союза.
    В дальнейшем перечень соглашений и договоров, в которых в рамках ЕЭП будет принимать участие Украина, будет определяться поэтапно, исходя из интересов Украины в присоединении к ВТО, а также с учетом евроинтеграционного курса страны.
    Упоминаемый уже нами Юрий Ехануров, выступая 2 ноября в Фонде Карнеги заявил, что если Россия станет ом ВТО раньше Украины, то это может создать проблемы со вступлением нашей страны в эту организацию. Так ли это на самом деле?
    Концепция формирования Единого экономического пространства, которая является неотъемлемой частью Соглашения о формирования ЕЭП (от 19.09.2003) освещает вопросы, связанные со вступлением стран-участниц ЕЭП во Всемирную торговую организацию. Исходя из того, что упомянутые страны находятся на разных этапах переговорного процесса по вступлению в ВТО, Концепция предусматривает как возможность так называемой «разноуровневой и разноскоростной» интеграции, так и проведение консультаций по вопросам вступления в ВТО.
    Но кроме этого, устанавливается обязательство, что страна, встушая в ВТО раньше других, будет воздерживаться от выдвижения требований к другим странам-участницам ЕЭП в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО. Таким образом, Российская Федерация при опережении Украины по вступлению в ВТО не должна создать проблемы нашей стране в переговорном процессе. Более того, основываясь на той же Концепции, РФ будет всячески способствовать скорейшему вступлению в ВТО как Украины, так и других стран-участниц ЕЭП. Но если мы говорим о правилах ВТО, то в теории любая страна- ВТО может выдвигать требования к присоединяющимся странам.
    От автора. В контексте сказанного, думается, уместно вспомнить Уинстона Черчилля, который как-то заметил: «Русских всегда недооценивали, а между тем они умеют хранить секреты не только от врагов, но и от друзей»…
    Андрей Заика, «Главред» agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.