О важности иностранных инвестиций для развития стран с переходной экономикой (а Украина именно к таковым и относится) знает даже ученик средних классов общеобразовательной школы. Как и том, что новая «оранжевая» власть умудрилась за неполный год превратить Украину в страну с низкой инвестиционной привлекательностью. Причин масса – и непрекращающиеся до сих пор разговоры о реприватизации, и многочисленные странные решения различных судов, и не понятно для чего проведенная ревальвация и многое другое.
К концу года на «арену вышли» сухие цифры – опубликованы данные о состоянии сальдо платежного баланса. Зафиксировано ухудшение состояния торгового баланса и резкое увеличение активности украинских компаний на внешних рынках. В то же время в данных НБУ обнаружен двукратный рост оттока капитала – 2,8 миллиарда долларов. Это происходит при помощи фиктивных операций с украинскими акциями. При этом, НБУ предпочитает не замечать резкий отток капитала, начав борьбу с корпоративными заимствованиями, обеспечивающими поступление валюты в страну.
По данным Национального банка, сальдо текущего счета платежного баланса страны по состоянию на последнюю отчетную дату (01.10.2005) сократилось в 2,7 раза по сравнению с соответствующим периодом 2004 года – с 5,62 миллиарда долларов до 2,1 миллиарда долларов. В частности зафиксирован резкий рост легального вывоза капитала – за девять месяцев 2005 года экспорт украинских инвестиций вырос в 82 раза – до 247 миллионов долларов, а рост выплат по дивидендам иностранным собственникам – на 487 миллионов долларов – до 1,237 миллиарда долларов. Отрицательное сальдо доходов от инвестиций составило 709 миллионов долларов. Прямые иностранные инвестиции по итогам девяти месяцев упали на 6,7% – до 1,28 миллиардов долларов. По итогам 2005 года ожидается нулевой прирост сальдо платежного баланса. В то же время, по данным НБУ, фактически в два раза увеличился отток капитала по операциям с акциями украинских компаний – до 2,82 миллиардов долларов. Большинство фиктивных операций по выводу капитала из страны с помощью теневых схем перестрахования, закрытых Госфинуслуг и НБУ осенью 2004 года, в текущем году переместились в сделки с ценными бумагами. Например, это делается следующим образом - покупаются акции фактически неработающей фирмы, потом стоимость акций увеличивается путем активных, но фиктивных торгов на бирже. Дальше компания, зарегистрированная не в Украине, покупает эти акции, чтобы затем продать их украинской компании за баснословную сумму. Так капитал выводится за границу. Причем, в крупных масштабах. Часть подобных сделок не проходят через биржу, а осуществляются по взаимным договоренностям компаний.
Впервые вывод капитала с помощью ценных бумаг НБУ пытался ограничить почти три года назад. В частности, с 15 февраля 2003 года вступило в силу постановление Правления Нацбанка, которым запрещалось свободная покупка валюты на межбанковском рынке по договорам между украинскими компаниями и компаниями зарубежными о покупке-продаже ценных бумаг украинских эмитентов. Появление подобного документа было вызвано активизацией этой схемы вывода капитала, позволившей лишь за 2002 год вывести из Украины финансовый капитал в размере 2,271 миллиарда долларов. В этом году ситуация повторилась, но в еще больших объемах. После неоднократной критики Президента В.Ющенко ситуации на фондовом рынке, ГКЦБФР начала разработку более жестких правил к его участникам. Правда, при этом ГКЦБФР останавливает и операции реально работающих компаний, блокируя нормальную работу фондового рынка. Проблема в другом. Именно банки покупают валюту для приобретения ценных бумаг и выводят ее за рубеж, торговцы ценными бумагами причастны к этим схемам в очень небольшой степени. И необходимо гораздо жестче контролировать банки, а не фондовые компании.
Тем не менее, Нацбанк намерен бороться не с оттоком капитала, а как раз с резким его притоком за счет увеличения объемов корпоративных внешних долгов. По мнению его руководства государственные и частные структуры начали много заимствовать из-за рубежа. Согласно документам НБУ объем привлеченных в Украину негарантированных средне- и долгосрочных кредитов от нерезидентов за девять месяцев 2005 года вырос на 37,5% и составил 4,2 миллиарда долларов. По словам Зампреда НБУ А.Савченко, в настоящее время объем иностранных займов украинских компаний превышает европейский уровень. Кроме того, по его данным, украинские компании берут в основном кратковременные заимствования, в то время как займы, нужно брать на более долгий срок. Что касается государственных структур, то НБУ осуществляет регулирование их займов, чтобы, по крайней мере, видеть общую картину заимствования за границей. По мнению А.Савченко, цифра заимствований приблизилась к уровню, который уже необходимо контролировать, иначе это может повлиять на макроэкономическую стабильность. Но, во-первых, непонятно, что же плохого в росте внешних заимствований украинских компаний, ведь это свидетельство определенного доверия к отечественным субъектам хозяйственной деятельности? Во-вторых, займы в зарубежных банках значительно дешевле, нежели у украинских финансовых структур, что опять таки позитивно влияет на нашу экономику. В-третьих, конечно, хотелось бы, чтобы сроки кредитования были бы более длительными. Но невысокий кредитный рейтинг Украины не позволяет иностранным кредиторам предоставлять займы более чем на год. Именно в направлении улучшения рейтинга следовало бы поработать НБУ. Скорее всего, Нацбанк решил бороться не с тем, с чем действительно нужно бороться, а с тем, что ему легче контролировать.
Станислав Королюк, ОЛИГАРХ.net
agrinews.com.ua