19.04.2006 г. на сайте «НТФ Интес», специализирующимся по внешнеэкономической деятельности опубликован Проект ПКМУ "Про внесення змін до Порядку декларування митної вартості товарів, що перемішуються через митний кордон України, та затвердження Порядку подання декларантом митному органу необхідних відомостей для підтвердження заявленої митної вартості товарiв ".
Проект видимо подготовлен чиновниками ГТС Украины. Любой подобный документ в европейском сообществе проходит так называемую «антикоррупционную экспертизу». Я тоже попытался исследовать этот проект, как фактор влияния на существующую коррупцию в рядах этого учреждения и вот что получилось:
- Теоретическая цель настоящего проекта понятна и благородна – установление реальной таможенной стоимости импортируемых товаров и увеличение таможенных платежей за них.
- Однако методика и технология достижения этой цели вызывает обоснованное подозрение в умышленном увеличении разработчиками документа возможностей для взяточничества, если вообще этого не главная скрытая задача проекта.
- 2. Настоящим проектом предусмотрено (чтобы растаможить товар), предоставление импортером (декларантом) около 30(!) документов только для подтверждения таможенной стоимости. Все документы должны иметь довольно сложный регламент исполнения, хотя бюрократически, из-за отсутствия должной подготовки разработчиков или по умыслу, этот регламент не прописан. Решать, правильно или не правильно исполнен документ, будет таможенный инспектор.
Таким образом импортер умышленно поставлен перед проблемой простоя и дополнительных затрат либо возможности «отблагодарить» и тем застраховаться от придирок.
3. Проектом предусмотрено предоставление импортером таких документов, как договора, приложений к договорам, калькуляций, как от производителя, так и от транспортных организаций, копий бухгалтерских документов производителя товара за рубежом, копий уставных документов предприятия, что перемещает товар, решений таможенных органов по ранее ввезенному аналогичному товару итд.
В субъективном случае по желанию или требованию таможенника импортер обязан предоставить дополнительно целый ряд подобных документов. - Было бы неправильным считать, что в управлении ГТСУ находятся тупые бюрократы, поэтому довольно уверенно можно предположить некий умысел на то, чтобы создать видимость серьезной документальной работы таможенников на местах и вот почему :
80% требуемых этим проектом документов, таких как договора, приложения к ним, калькуляции, документы от производителя (это вообще нонсенс) - обыкновенный, легко изготавливаемый материал. Все, что нужно, там либо написано, либо может быть изменено и дополнено. В странах ЕС таможню обычно не интересует договор и все что связано с ним при растамаживании товара. - 4.Тем, кто пишет подобные проекты, 100% известно, какой документ необходим, и это было в старом Таможенном кодексе, – это декларация и товаросопроводительные документы. Где все указано и где должны быть отметки пограничной, желательно экспортной таможни и другие штампы, которые довольно легко подтверждают достоверность документа. Рекомендую разработчикам для начала почитать книгу « В августе 44-го» Богомолова.
- И тогда нет смысла «исследовать», думая только о своем кармане и боясь «залететь», кучу прилагаемого канцелярского мусора. А в случае, когда и такие документы все-таки цену дают низкой (по субъективному мнению), надо бы обращаться в компьютерную базу данных, которая должна быть кооперирована с базой стран- экспортеров.
Выходить на правительство с данными и предложениями по снижению пошлин, другим мерам на товары, которые особенно часто становятся предметом контрабанды и занижения цены. - Думаю, не надо объяснять, почему это не входит в планы сегодняшних таможенных начальников.
5. Вместо того чтобы эффективно использовать бюджетные деньги для создания реальной компьютерной базы данных по товару, добиться ее оптимизации и кооперации с базами таможен ЕС, других стран эти «деятели» умышленно создают бюрократические трудности для импортера с понятной корыстной целью. И загружают сотрудников таможни переработкой никчемного канцелярского материала , не считая время на обработку такого количества документов, качество и смысл. У слесаря существует норма, у токаря, у повара тоже, а как соотнести этот проект с временной нормой по обработке одной ГТД? - Видимо, задача - обосновать раздутые в отделах штаты, бюрократизм и проволочки.
Разработчикам подобных документов прекрасно известно, что они работают исключительно против нормальных условий внешнеэкономической деятельности легальных и в целом - законопослушных импортеров. В таможне наверняка есть статистика по «рискованным импортерам» с данными, откуда и через какие «оффшоры» или фирмы идет «рискованный» товар. Однако в подобных проектах всех и вся гребут под одну гребенку. Вопрос: сделано это по неграмотности или умышленно?
Самое главное - подобные проекты искажают приоритеты таможенного дела и его ключевой пункт – досмотр. - 6. Можно констатировать, что на сегодняшний день борьба правительства с таможенными «ениями» проана. В таможенной практике существует масса подобных действующих документов (не проектов). Базой для их существования, конечно же, является сегодняшний Таможенный кодекс. Кем и с какой истинной целью он написан, уже не суть важно. Важны последствия. Это документ однозначно не «европейский» и позволяющий у плодить, соответствующие его «зонной» идеологии подзаконные распоряжения, инструкции и т. д.
- Сер Климов, специально для «УК»