В среду в Москве в рамках Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) прошли заседания министров иностранных дел, министров обороны и секретарей советов безопасности. С участниками мероприятия встретился Владимир Путин, отметивший растущее взаимодействие стран ОДКБ (напомним, это Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан). Он перечислил основные вызовы, стоящие перед странами-участниками договора: трафик, террористическая угроза и организованная преступность, эффективно бороться с которыми можно, только объединив усилия. У стран, входящих в ОДКБ, "фактически сложилась единая энергосистема, единая транспортная система... Все это создает особенно благоприятные условия для криминальных элементов, но и дает нам возможность противодействовать этим угрозам", – сказал российский президент. Особое внимание Путин уделил вопросу создания общей системы ПВО. Он заявил, что "при решении вопросов такого системного характера, объединение усилий особенно важно, и важно не только с технологической точки зрения, хотя и это представляет большое значение, поскольку ставит предприятия оборонного комплекса перед необходимостью решать современные задачи, а значит будет поддерживать их технологический уровень". Странам-ам ОДКБ Путин пообещал помощь в подготовке кадров и снабжении необходимым вооружением по внутрироссийским ценам.
Однако основным содержанием вчерашних заседаний явилось достижение договоренностей о создании миротворческого контингента, который будет осуществлять помощь в урегулировании конфликтов на территории стран-участниц договора. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа пояснил, что миротворческие силы будут представлять из себя особые подразделения, ориентированные только на проведение специальных операций. Эти войска будут находиться под национальной юрисдикцией, а в случае проведения миротворческой операции будут выводиться под единое командование по решению Совета коллективной безопасности (СКБ) и по мандату Совета Безопасности ООН. При этом СКБ будет собираться в том случае, если какое-то из государств-ов направит в его адрес соответствующий запрос.
Таким образом, вчера были подписаны соглашения, которые открывают возможность применения совместных миротворческих действий как в случае реальной внешней угрозы, так и для защиты правящего режима какой-либо из стран-участниц от очередной "цветной" революции. В самом деле, в запросе о направлении миротворцев вполне могут фигурировать слабо доказуемые утверждения, что беспорядки провоцируются террористической сетью, которая финансируется из-за рубежа и использует оппозиционные силы для дестабилизации ситуации в стране, что грозит наступлением хаоса и гуманитарной катастрофой. По получении такого запроса СКБ незамедлительно примет решение о развертывании миротворческих сил. Генсек ОДКБ, правда, упоминал о Совете Безопасности ООН, однако не исключено, что это упоминание было сделано из тактических соображений и касалось только тех случаев, когда речь идет об угрозах с территории стран, которые не входят в ОДКБ. Ведь если между группой государств подписаны определенные соглашения, то их исполнение не является предметом разбирательства ООН, хотя никто не мешает Объединенным Нациям поставить вопрос о правомерности действий ОДКБ и даже вынести резолюцию по соответствующему вопросу. Однако поскольку Россия является ом СБ и обладает правом вето, ее действия не могут повлечь за собой никаких санкций.
Похоже, в лице ОДКБ у Москвы появился реальный способ удержать в своей орбите часть государств постсоветского пространства. Правящие элиты этих стран, не желающие расставаться с властью, заинтересованы в защите своих режимов от возможного давления как извне, так и изнутри. А ОДКБ может оказаться действенным инструментом, способным сохранить статус-кво в государствах, руководство которых чувствует себя не вполне уверенно, поскольку напугано примером переживших революцию соседей. Между тем, у России появился способ оказывать силовое воздействие на соседние страны, причем ответственность за подобные действия можно будет переложить на коллективный орган – ОДКБ, который, собственно, теперь и отвечает за предотвращение дестабилизационных процессов на территории стран-участниц договора.
Петр Гринев, УТРО
agrinews.com.ua